Адаптированная основная образовательная программа - образовательная программа для детей с РАС
Описание образовательной программы
1.
Адаптированная основная образовательная
программа дошкольного образования для детей с расстройством аутистического
спектра МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13 разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264) и федеральной адаптированной образовательной
программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября
2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г.
регистрационный № 72149).
2.
По своему организационно-управленческому статусу
данная Программа, реализующая принципы Стандарта, имеет модульную структуру.
3.
Рамочный характер Программы раскрывается через
представление общей модели образовательного процесса в МБДОУ, возрастных
нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей обучающихся
старшего дошкольного возраста с РАС, определение структуры и наполнения
содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание
образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в
том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда,
выступают в качестве модулей, из которых разработана основная образовательная
программа МБДОУ.
4.
Структура Программы в соответствии с
требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный
и организационный.
4.1.
Целевой раздел Программы включает пояснительную
записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и
задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее
освоения в виде целевых ориентиров.
4.2.
Содержательный раздел Программы включает описание
образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия со педагогическим работником; характер
взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим
людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно-развивающей работы).
4.2.1.
Программа определяет базовое содержание
образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся с РАС в различных видах деятельности, таких как:
2.
Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами
и другие виды игры).
3.
Коммуникативная (общение и взаимодействие с
педагогическим работником и другими детьми).
4.
Познавательно-исследовательская (исследование и
познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия
с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
восприятие
художественной литературы и фольклора,
самообслуживание
и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из
разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал,
изобразительная
(рисование, лепка, аппликация),
музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.