Программа ДОП Каратэ 2024-2025

Целевой раздел
Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана
на основании следующих документов:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ.
2. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"
5. Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №
71847);
7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от
31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020
г., регистрационный № 59599);
8.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
9.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
10. Устав МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 13.
11. А.И.Танюшкин, В.П.Фомин, О.В.Игнатов «Школа Кекусинкай»
Цели и задачи
Каратэ - один из древнейших традиционных видов восточных
единоборств. В настоящее время в условиях современной школы каратэ
интегрировалось в структуру учебных занятий школьников. Деятельность
педагогов в контексте оздоровительно-спортивной работы позволяет
осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного
образования.
Регулярные занятия каратэ значительно развивают и совершенствуют
физические качества у детей (гибкость, силу, быстроту, выносливость,
ловкость).

Также с помощью занятий можно исправить недостатки координации у
ребенка и скорректировать дефекты развития его опорно-двигательного
аппарата, используя для этого специальные упражнения.
Таким образом, можно избавить ребенка от физических недостатков,
которые наложили бы ограничения не только на его технику в контексте
освоения упражнений из каратэ, но и на другие двигательные действия. В
младшем дошкольном возрасте недостатки физической подготовленности
можно компенсировать, используя более доступную технику из арсенала
каратэ.
В контексте изучения каратэ проходит изучение ребенком базовой
техники ката, что позволит выработать важный навык - быстрое и
осмысленное усвоения новых координационно-сложных упражнений.
Во время занятий каратэ учится правильному дыханию, а также быстро
переходить от напряжения мышц к их расслаблению, и наоборот. Кроме того,
занятия каратэ под руководством квалифицированного инструктора
стимулируют у детей умственное развитие - учат сосредотачивать внимание,
развивают память, развивают у ребенка умение использовать особенности и
компенсировать недостатки свойственной ему системы репрезентации
(способа восприятия информации), уводят от стереотипного мышления,
развивают как логическое, так и образное мышление, и т.д.
Занятия каратэ воспитывают морально-волевые качества ребенка и
влияют на формирование его характера - он становится более уверенным в
себе, учится сдержанности, самоконтролю, целеустремленности. Ребенок
поймет, что уважения окружающих можно добиться только трудом и
адекватным поведением.
При составлении программы использованы учебно-методические пособия
коллектива авторов (А.И.Танюшкин, В.П.Фомин, О.В.Игнатов).
В ходе изучения каратэ необходимо опираться на итоговый, ожидаемый
результат. Под результатом подразумевается, в первую очередь, значительное
повышение обучаемости (что обусловлено отходом от привычных
стереотипов восприятия, мышления и движения, развитию контроля
внимания). Также как результат - это владение базовой техникой, повышение
психической устойчивости, коррекция поведения дошкольников.
Цель:
Создание условий для укрепления здоровья детей и их физического
развития в процессе изучения каратэ.
Задачи:
1. Повышение у детей сопротивляемости организма к неблагоприятным
воздействиям окружающей среды.
2. Воспитание физических качеств на основе гармоничного их развития.
3. Формирование двигательных умений и навыков.
4. Воспитание морально-волевых качеств личности.
5. Формирование потребности в регулярных занятиях физической
культурой и спортом и ведению здорового образа жизни.

Программа направлена на укрепление здоровья, улучшение общей
физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической
потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, а также
развитие двигательных способностей в выполнении широкого спектра
технических и тактических навыков в процессе изучения каратэ.
Программа составлена с учетом особенностей развития детей
дошкольного возраста. В реализации Программы участвуют дети в возрасте от
3 до 7 лет.
Сроки реализации. Программа рассчитана на 40 часов (5 месяцев).
- первый обучения - 2 часа в неделю;
Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с
ОФП, этикет додже, освоение техники каратэ - кихон.
Форма организации образовательного процесса:
- групповая - коллективное выполнение основных упражнений по ОФП;
Форма проведения занятий:
- игровое занятие - эта форма используется при обучении техники каратэкихон;
- спортивно - спаринговая - применяется при закреплении у детей умений,
навыков по каратэ, при подведении итогов за год.
В процессе занятий каратэ необходимо ознакомление детей с этикетом
додзе — помещения, в котором они проводятся, что развивает у дошкольника
бережное отношение к предметам, используемым на занятии, способствует
появлению культуры, уважительного отношения к сверстнику, педагогу,
учителю (сенсею).
В
структуру организации
непосредственной
образовательной
деятельности входит:
Вводная часть (длительность 4-5 минут) - разминка; упражнения на развитие
гибкости;
Основная часть (длительность 15-20 минут) - изучение основных стоек;
изучение техник ударов руками и ногами; техника блоков;
Заключительная часть (длительность 3-5 минут) - освоение техник
перемещений с ударами и блоками в различных стойках.
Разработан учебно-тематический план, в каждом разделе программы
определены задачи воспитания и обучения.
Этапы обучения детей дошкольного возраста двигательным действиям.
Первоначальное обучение. Создание общего предварительного
представления об элементе, которое лежит в основе сознательного освоения
любого двигательного действия. В результате первичных сведений о новом
элементе (форме, амплитуде, направлении приложения усилия, позиции) и
двигательного навыка, накопленного в памяти ребенка, устанавливаются
общие связи, обеспечивающие построение исходной программы
Углубленное разучивание. Непосредственное овладение основами

техники выполнения элемента. На данном этапе в результате активной
совместной работы преподавателя и ребенка уточняются представления о
динамике движение, осуществляется закрепление двигательного навыка,
осуществляется связь с предыдущими изученными движениями.
Совершенствование. На данном этапе осуществляется твердое
усвоение двигательного навыка, умение выполнять ритмически верно техники
в любых стойках и перемещениях, в том числе при взаимодействии с
соперником.
Основные принципы обучения:
• принцип сознательности и активности, который предусматривает
прежде всего воспитание осмысленного овладения техникой каратэ;
заинтересованности и творческого отношения к решении поставленных
задач;
• принцип наглядности, который предусматривает использование при
обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов,
словесное описание нового приема со ссылкой на ранее изученные,
использование тренажеров и имитаторов и т.д.)
• принцип доступности, который требует, чтобы перед ребенком ставились
посильные задачи. В противном случае у занимающихся снижается интерес к
занятиям, при этом необходимо приучать детей к преодолению трудностей.
От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение
способностей детей, их возможностей в освоении конкретных элементов.
• принцип систематичности, который предусматривает разучивание
элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение
новых элементов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью
сохранения работоспособности и активности детей.
Все принципы осуществляются в единстве.
Основные разделы Программы
I год обучения
1 Раздел. История становления, развития и современное каратэ.
История развития каратэ. Основатель стиля Сетокан каратэ и
руководители организации. Терминология и защитное снаряжение
спортсмена. Каратэ за пределами додже.
2
Раздел. Организационно-методические условия проведения
учебно-тренировочных занятий.
Частота и продолжительность учебно-тренировочных занятий.
Материально-техническое обеспечение учебно-тренировочных занятий и
соревновательной деятельности. Экипировка спортсмена. Основы методики
обучения технике выполнения упражнений. Тактическая,психологическая
подготовка спортсменов-каратистов.
Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий. Диагностика и
самоконтроль психологического и физического состояния. Понятия о
правильном и здоровом питании для спортсмена-каратиста. Значение

правильно организованной разминки. Самостоятельная подготовка и
проведение разминочных упражнений (под контролем педагога).
3 Раздел. Этикет додже.
Правила поведения ученика в додже (спортзал). Этикет додже - это свод
требований к ученику, которые он обязан беспрекословно выполнять, такие
как недопущение опозданий, беспрекословное подчинение тренеру, работа
только по заданию, соблюдение правил техники безопасности и т.д.
Раздел. Освоение техники каратэ - кихон.
Освоение базовой и комбинационной техники каратэ без партнера.
Разновидностями такой формы тренировки являются традиционные формы
кихона (освоение элементов базовой техники в канонических стойках),
рэнраку (аналогичная отработка базовых комбинаций) и ката (освоение
канонизированных комплексов комбинаций).
4.

Кадровое обеспечение программы
Программу реализует тренер по каратэ.
Материально-техническое обеспечение программы
К занятиям по Программе принимаются дети по заявлению родителей и
желанию ребенка.
Для реализации Программы используются:
видео-, аудиоаппаратура (для просмотра видеофильмов, слайдов,
прослушивания аудиозаписей);
канцелярские принадлежности (цветная и белая бумага,
карандаши, ножницы, клей);
Пособия и оборудование
Спортивный зал. Мягкие коврики для йоги.

Учебно-тематический план для детей 3-7 лет
№
Темы
п/п
1.
2.

3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.

История становления, развития и
современное каратэ.
Организационно-методические
условия проведения
учебно
тренировочных занятий.
Этикет додже.
Освоение
техники
каратэкихон.
Освоение технико-тактические
приемы каратэ в парах (партнерсоперник).
Обучение техники ударов.

Количество часов
Теоретич.
Практич.
занятия
занятия

Всего часов

2

2

4

1

2

3

1

2

3

2

4

6

2

5

7

4

5

9

3

4

1

2

1

2
40

Обучение
акробатическим
упражнениям.
1
Правила
выступления на
соревнованиях.
1
Подготовка
и
проведение
показательных выступлений.
1
Итого

Содержание программы
№ дата
По плану По
фак
ту
апрель

Раздел, количество часов, Тема занятия

Основные виды
деятельности

Первоначальное обучение История
Вводное слово
становления,
развития
и инструктора по ф/к. о каратэ.
.
современное каратэ История развития
каратэ. Основатель стиля
киокусинкай каратэ и
руководители организации.
Углубленное разучивание:
Терминология и защитное
снаряжение спортсмена.
Основы методики
Обучения технике
выполнения упражнений.

Совершенствование:
май

июнь

Каратэ за пределами
додже.Элементы
киокусинкай каратэ
Первоначальное обучение ОрганизационноБег:
методические
обычный;
Углубленное
условия проведения правым (левым) боком по
разучивание:
учебнодвижению приставным
тренировочных
шагом;
занятий.
с поворотом вокруг себя на
360°;
с высоким подниманием
коленей;
с забрасыванием голени
назад
Выполняется, соблюдая
дистанцию, руки
Совершенствование:
Ходьба
обычная с
дыхательными
упражнениями. Вдох
максимально
глубокий,
полный, резкий выдох
Первоначальное
Этикет додже.
Знакомство с правилами
обучение:
поведения ученика
в
додже (спортзал).
Этикет додже это
свод требований
к
ученику, которые
он
обязан
беспрекословно выполнять,
такие как
недопущение опозданий,
беспрекословное подчинение
тренеру,

работа только по заданию,
соблюдение
правил
техники безопасности и
т.д.
Первоначальное обучение: Освоение техники
каратэ - кихон
Освоение
базовой
и
комбинационной техники
каратэ
без
партнера.
Разновидностями
такой
формы
тренировки
являются
традиционные
формы кихона
(освоение
элементов базовой техники в
канонических
стойках),
рэнраку (аналогичная
отработка
базовых
комбинаций)
и
ката
(освоение канонизированных
комплексов комбинаций).
Первоначальное обучение: Освоение технико- Решение различных задач,
тактические приемы связанных с правильным и
каратэ в быстрым
выполнением
парах
(партнер- технических действий,
с
соперник).
подготовкой к удержанию
инициативы в атаке, защите,
контратаке,
опережающей атаке и т.п.
Обучение техники лапы, «рыцарь», щиты и
Первоначальное обучение: ударов
мешки предназначены для
отработки как отдельных
ударов. так и связок в
полную силу, благодаря
чему травматизм
Углубленное разучивание Обучение техники напарнику исключен.
ударов

июль

август

3.1

Формы проведения итогов реализации программы

контрольные и товарищеские игры;
соревнования на первенство.
•контрольные тесты и нормативы
подготовленности).

(мониторинг

двигательной

Необходимо следить за развитием у занимающихся физических качеств,
а также за уровнем их технической подготовки. Для этого не менее 2 раз в год
проводятся испытания по контрольным нормативам.

3.2

Диагностика эффективности реализации программы

При создании оптимальных условий для физического и психического
развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных
жизненных ценностей обучающихся, посредством систематических занятий
каратэ, программа ставит своей целью, по окончании ее реализации,
подготовить высококлассного спортсмена, который бы показывал стабильно
высокий результат, выступая на соревнованиях российского и
международного уровня.
Заключение
Реализация данной Программы предполагает наличие у тренерапреподавателя необходимого общего и специального образования. Внедрение
в дошкольные учреждения занятий по каратэ способствует привлечению детей
к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, а также
эффективному влиянию таких занятий на процесс оздоровления и
физического развития современных дошкольников. Тренер-преподаватель
обязан постоянно повышать свои общие и специальные знания, знакомиться с
передовым опытом педагогики, спортивной методики.
Список использованной литературы:
Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для
институтов физической культуры. / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.:
Физкультура и спорт, 2001. - 128 с.
2. Евсеев, Ю.Н. Физическая культура [Текст]/Ю.Н. Евсеев.-Ростов
н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
3. Иванов, А.В., Кекусинкай каратэ. Техника, тактика. - М.:
Физкультура и спорт, 2009.176 с.
4. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания. - Спб., 2000. - 231
с.
5. Ким, В.В. и др. О разделении спорта и оздоровительной
физкультуры // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №3. - С.
17-21.
6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник
для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2001.-543 с.
7. Менхен, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика /
Ю.В. Менхен, А.В. Мнехен. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
8. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и
прикладную валеологию / Э.М. Казин и др. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
9. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для
техн. физ. культуры. / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и
спорт, 2002. - 352 с.
1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».