Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 13 ИНН 6658080750 КПП 665801001 e-mail: mdou13@eduekb.ru ____________________________________________________________________________ 620131 г. Екатеринбург ул. Крауля, 85 а, тел 8 (343) 246-45-34 ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 13 Протокол № 5 от 30.05.2023 Положение о порядке разработки, утверждения и реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13 Екатеринбург, 2023 1.Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО); Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам образования» и Уставом МБДОУ; федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г. регистрационный № 72149). 1.2. Настоящее положение разработано в целях установления Порядка разработки, утверждения и реализации Адаптированной образовательной программы (далее АОП дошкольного образования) муниципального дошкольного образовательного учреждения - детского сада комбинированного вида № 13. АОП представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающую коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. 1.3. Настоящее положение устанавливает требования к структуре и содержанию АОП дошкольного образования в МБДОУ. 2. Требования к АОП образовательная программа дошкольного образования – нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса (его содержания, формы, педагогические технологии, методы и приемы наиболее оптимальные и эффективные для обучающихся с ОВЗ) в данном учреждении. 2.2. Основой для разработки АОП дошкольного образования является: - Заключение ПМПК. - Заявление родителей (законных представителей) о согласии на обучение ребенка с ОВЗ по АОП ДО. 2.1. Адаптированная 2 описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников иные характеристики содержания программы. Организационный раздел АОП должен содержать: - - описание специальных особенностей режима дня (если это необходимо в интересах ребенка) и материально-технического обеспечения АОП с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ или инвалида; -описание используемых методических, дидактических, технических и других материалов и средств обучения и воспитания. 3. Этапы разработки и утверждения 3.1. В целях разработки АОП дошкольного образования в МБДОУ создается группа, состав которой утверждается приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения. 3.2. Разработанная АОП дошкольного образования, рассматривается и утверждается заведующим образовательного учреждения, кроме этого она согласовывается со специалистами ППк детского сада и родителями (законными представителями) обучающихся. 4. Права и обязанности участников образовательных отношений при разработке и утверждении АОП дошкольного образования 4.1. Заведующий МБДОУ обязан: - формировать рабочие группы по разработке АОП дошкольного образования; - издавать соответствующие распоряжения и осуществлять контроль за данной работой; - вносить предложения и рекомендации по формированию АОП дошкольного образования в соответствии с Уставом МБДОУ; - руководствоваться в своей деятельности законодательством в сфере образования и подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими разработку АОП дошкольного образования; - учитывать мнения участников образовательных отношений и других заинтересованных сторон в процессе разработки и утверждения АОП дошкольного образования; - соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. Разработка АОП МБДОУ является предметом регулирования отношении в сфере образования между родителями (законными представителями) детей с ОВЗ, подтверждённые заключением ПМПК, если, имеющиеся недостатки препятствуют получению образования детей без создания специальных условий. 4.2. АОП разрабатывается если ребенок входит в следующие группы: глухих слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, от этого зависит вид разрабатываемой АОП. Образовательная организация разрабатывает рекомендованную ПМПК АОП, и реализует ее, но сама не имеет права определять или изменить вид программы. 4.3. АОП дошкольного образования самостоятельно проектируется в МБДОУ как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных 4.4. 3 характеристик дошкольного образования (объем, содержание, планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно-педагогические условия образовательного процесса). 4.5. АОП дошкольного образования реализуется не только в процессе образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. 4.6. Форма обучения определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств и может быть фронтальной, групповой, индивидуальной. 4.7. АОП дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования для групп детей разного возраста от полутора до семи лет и обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена: - на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициатив и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками; - создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условии социализации и индивидуализации детей с ОВЗ. 4.8. На период разработки и утверждения АОП, осуществляется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение обучающегося по индивидуальному маршруту всех участников образовательного процесса. АОП содержит три основных раздела: целевой, содержательный, организационный Целевой раздел АОП состоит из: -пояснительной записки; -планируемых результатов освоения программы. В пояснительной записке формулируются: цели и задачи программы принципы и подходы к ее формированию, значимые для разработки программы характеристики, в том числе особенностей развития ребенка, для которого разрабатывается АОП. Содержательный раздел включает: -описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. «Физическое развитие» «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»; Педагогические работники, реализующие АОП обязаны: - вносить предложения и рекомендации в ходе разработки АОП дошкольного образования, высказывать свое мнение в ходе ее обсуждения; - участвовать в согласовании АОП дошкольного образования. -учитывать особенности психофизического развития детей и состояние их здоровья; -соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; -взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; -участвовать в разработке АОП дошкольного образования; - соблюдать в своей деятельности законодательство в сфере образования и подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие разработку АОП дошкольного образования; -проводить мониторинг по освоению АОП (по образовательным областям); - соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. 4.3. Родители (законные представители) воспитанников: 4 Имеют право: -участвовать в обсуждении АОП дошкольного образования, высказывать свое мнение, давать предложения и рекомендации; -участвовать в согласовании АОП дошкольного образования; -принимать участие в реализации АОП. Обязаны: -выполнять рекомендации специалистов ППк и педагогов группы; -соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. 5. Внесение изменений и дополнений в АОП дошкольного образования. 5.1. Коррективы в АОП дошкольного образования вносятся с учетом результатов мониторинга по годам (этапам) реализации программы, изменений в законодательстве, новых требований нормативных документов, новых примерных программ, при изменении образовательной программы дошкольного образования МБДОУ. 5.2. Внесенные изменения и дополнения в АОП дошкольного образования на следующий отчетный период, учебный год проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения аналогичную указанной в п. 3.4. Изменения вносятся в АОП дошкольного образования и в лист фиксации изменений и дополнений. 5