Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 13 ИНН 6658080750 КПП 665801001 e-mail: mdou13@eduekb.ru ____________________________________________________________________________ 620131 г. Екатеринбург ул. Крауля, 85 а, тел 8 (343) 246-45-34 ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 13 Протокол № 6 от 30.05.2022 Положение о тьюторском сопровождении воспитанников с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13 Екатеринбург, 2022 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о тьюторском сопровождении воспитанников с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13(далее - Положение) разработано в соответствии с нормативными правовыми актами: - Федеральными законами Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 года № 761-н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; - Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017 № ЮН «Профессиональный стандарт: Специалист в области воспитания» - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)» утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ 17.10.2013 № 1155 - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования 1.2. Положение регулирует организацию тьюторской деятельности в МБДОУ. 1.3. Основные понятия: Тьютор - это педагог обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ воспитанников, организующий процесс индивидуальной работы с детьми по выявлению и развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс образования детей из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей- инвалидов. Тьюторское сопровождение - технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является персональное сопровождение воспитанников с ОВЗ, детей- инвалидов, а также индивидуальное и групповое консультирование родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (далее - ИОМ), индивидуальных карт развития и коррекционных целей. Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными и региональными нормативными актами по вопросам образования федерального, регионального и муниципального уровней, Уставом Учреждения, Коллективным договором, трудовым договором, Правилами внутреннего распорядка Учреждения, должностной инструкцией тьютора, настоящим Положением. 1. Цели и задачи Основной целью тьютора является персональное сопровождение воспитанников в инклюзивном образовательном пространстве Учреждения, успешное включение ребенка с ОВЗ в среду группы, детского сада. Задачи тьютора: • социализация дошкольников с особенностями развития (включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, детского сада, формирования положительных межличностных отношений в коллективе); • создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (составления индивидуальных планов развития); • организация и стимулирование разных видов детской деятельности воспитанника, поддержка инициативы и интересов детей с ОВЗ; • педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников через: - выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников; - подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации; - организацию участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов; • организация психолого-педагогического сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком. 3. Функции тьютора Диагностическая: сбор данных о воспитанниках методом наблюдения и методом практического взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, задатках и предпосылках дальнейшего развития. Проектировочная: тьютор коллегиально с психолого-педагогической службой ДОУ осуществляет подбор педагогических средств тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия оказываемой помощи и проектирует специальную образовательную среду для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью. Реализационная: сопровождение воспитанников с ОВЗ, в том числе детей- инвалидов в образовательном пространстве Учреждения, реализация индивидуальных образовательных маршрутов. Аналитическая: анализ и коррекция процессов реализации индивидуальных образовательных маршрутов (совместно с психолого-педагогической службой ДОУ). 4. Организация деятельности 4.1 Тьютор коллегиально, с психолого-педагогической службой ДОУ, осуществляет выбор воспитательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся. 4.2. В дошкольном образовательном учреждении тьютор в работе с ребенком (группой детей) с ограниченными возможностями здоровья: - совместно с педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателем, при участии заместителя заведующего по ВМР и родителей (законных представителей) ребенка участвует в составлении адаптированной образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута, АОП и их регулярной корректировке для ребенка (детей); - создает развивающую среду в рамках коллектива группы; - обеспечивает соблюдение ребенком режима дня и ИОМ/АОП, включающего коррекционно- развивающие занятия; - взаимодействует с педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения, учителем-логопедом и другими специалистами по вопросам эффективности своей работы и решению проблем; - осуществляет организационную и методическую помощь воспитателю в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями в группе; - по необходимости оказывает помощь ребенку в самообслуживании (туалет, перемещение по помещениям ДОУ, питание); - осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует их о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь; - ведет дневник наблюдений. 4.3. Специализация труда тьютора может происходить по двум основаниям: • тьютор закрепляется за группой детей; • тьютор закрепляется за одним ребенком. Деятельность тьютора регламентируется должностной инструкцией, тарифноквалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждения образования и другими необходимыми документами. 5. Средства, формы и методы работы тьютора. Цель и задачи работы тьютора достигаются следующими средствами: • организация и адаптация жизненного пространства: игрового места; места отдыха и других мест, где бывает ребенок; • выявление тьютором, воспитателем и специалистами зон ближайшего развития ребенка с ОВЗ, опоры на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптации учебного материала, адаптации учебных пособий. Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью технологий, наиболее соответствующих природе и содержанию тьюторского сопровождения: • проектной технологии; • информационных технологий; • технологии консультирования. Тьютор вправе использовать любые воспитательные и образовательные технологии, приемлемые для него лично и эффективные с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения, при совместной работе с психолого-педагогической службой ДОУ. 6. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации. Результатами работы тьютора в дошкольном образовательном учреждении являются: • адаптация ребенка к среде дошкольного образовательного учреждения, изменение поведения ребенка; • развитие коммуникативных способностей ребенка; • динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития ребенка, развитие самостоятельности ребенка. Фиксация результатов работы тьютора отражается: • ежедневно в дневнике наблюдений тьютора; • в индивидуальной карте развития ребенка. 7. Права тьютора Тьютор имеет право: - знакомиться с проектами решений заведующего Учреждения, касающихся его деятельности; - выносить на рассмотрение заведующего Учреждения, психолого-педагогической Службы предложения по совершенствованию образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ, режима работы, работы с родителями. - в пределах своей компетенции сообщать заведующему Учреждения, психологопедагогической Службы обо всех выявленных в процессе осуществления должностных обязанностей недостатках в деятельности для обучающихся с ОВЗ и вносить предложения по их устранению; - запрашивать от иных специалистов Учреждения информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей; - принимать участие в заседаниях и входить в состав педагогического совета, психолого-педагогического консилиума Учреждения; - коллегиально с психолого-педагогической Службой выбирать формы, методы, приемы обучения и воспитания (в соответствии с ФГОС ДО, концепцией развития интегративного обучения); - принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции; - присутствовать во время образовательного процесса в группе; - аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации - повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя; - сотрудничать со специалистами учреждений - социальными партнерами - по вопросам создания условий для развития личности воспитанников из числа детей с ОВЗ и детей- инвалидов. 8. Обязанности тьютора Тьютор несет ответственность за нарушение Устава, Коллективного договора, Правил внутреннего распорядка Учреждения, трудового договора, за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики, за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей - в соответствии с действующим законодательством РФ. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации воспитательно - образовательного процесса тьютор привлекается к ответственности, в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ. 9. Документация тьютора Документация тьютора включает в себя: • план работы на год и на каждый день; • индивидуальный план развития (или индивидуальная карта развития); • дневник ежедневных наблюдений. • график работы с психолого-педагогической Службой • журнал учета индивидуальных форм работы с детьми (учет посещаемости воспитанников 5