Положение о тьюторском сопровождении.pdf

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 13
ИНН 6658080750 КПП 665801001
e-mail: mdou13@eduekb.ru
____________________________________________________________________________
620131 г. Екатеринбург ул. Крауля, 85 а, тел 8 (343) 246-45-34
ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
МБДОУ - детского сада
комбинированного вида № 13
Протокол № 6 от 30.05.2022

Положение о тьюторском сопровождении
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13

Екатеринбург, 2022

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о тьюторском сопровождении воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья МБДОУ-детского сада комбинированного вида
№ 13(далее - Положение) разработано в соответствии с нормативными правовыми
актами:
- Федеральными законами Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010
года № 761-н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»;
- Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017 № ЮН
«Профессиональный стандарт: Специалист в области воспитания»
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО)» утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ
17.10.2013 № 1155
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования
1.2. Положение регулирует организацию тьюторской деятельности в МБДОУ.
1.3.
Основные понятия:
Тьютор - это педагог обеспечивающий разработку и сопровождение
индивидуальных образовательных программ воспитанников, организующий процесс
индивидуальной работы с детьми по выявлению и развитию их познавательных
интересов, сопровождающий процесс образования детей из числа лиц с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей- инвалидов.
Тьюторское сопровождение - технология, в рамках которой основной формой
взаимодействия является персональное сопровождение воспитанников

с ОВЗ, детей- инвалидов, а также индивидуальное и групповое консультирование родителей
(законных представителей) воспитанников по вопросам формирования и реализации
индивидуальных образовательных маршрутов (далее - ИОМ), индивидуальных карт
развития и коррекционных целей.
Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными и региональными
нормативными актами по вопросам образования федерального, регионального и
муниципального уровней, Уставом Учреждения, Коллективным договором, трудовым
договором, Правилами внутреннего распорядка Учреждения, должностной инструкцией
тьютора, настоящим Положением.
1. Цели и задачи
Основной целью тьютора является персональное сопровождение воспитанников в
инклюзивном образовательном пространстве Учреждения, успешное включение ребенка с
ОВЗ в среду группы, детского сада.
Задачи тьютора:
•
социализация дошкольников с особенностями развития (включение ребенка в среду
сверстников, в жизнь группы, детского сада, формирования положительных межличностных
отношений в коллективе);
•
создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (составления
индивидуальных планов развития);
•
организация и стимулирование разных видов детской деятельности воспитанника,
поддержка инициативы и интересов детей с ОВЗ;
•
педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов
дошкольников через:
- выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем,
затруднений воспитанников;
- подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации;
- организацию участия родителей в разработке индивидуальных образовательных
маршрутов;
•
организация психолого-педагогического сопровождения другими специалистами.
Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с
ребенком.
3. Функции тьютора
Диагностическая: сбор данных о воспитанниках методом наблюдения и методом
практического взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых
сторонах, задатках и предпосылках дальнейшего развития.
Проектировочная:
тьютор коллегиально с психолого-педагогической службой
ДОУ осуществляет подбор педагогических средств тьюторского сопровождения,
соответствующих индивидуальным особенностям восприятия оказываемой помощи и
проектирует специальную образовательную среду для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью.
Реализационная: сопровождение воспитанников с ОВЗ, в том числе детей- инвалидов
в образовательном пространстве Учреждения, реализация индивидуальных образовательных
маршрутов.
Аналитическая:
анализ и коррекция процессов реализации индивидуальных
образовательных маршрутов (совместно с психолого-педагогической службой ДОУ).
4. Организация деятельности
4.1 Тьютор коллегиально, с психолого-педагогической службой ДОУ, осуществляет
выбор воспитательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов
тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся.
4.2. В дошкольном образовательном учреждении тьютор в работе с ребенком
(группой детей) с ограниченными возможностями здоровья:
- совместно
с
педагогом-психологом,
учителем-логопедом,
воспитателем, при участии заместителя заведующего по ВМР и родителей (законных
представителей) ребенка участвует в составлении адаптированной образовательной

программы, индивидуального образовательного маршрута, АОП и их регулярной
корректировке для ребенка (детей);
- создает развивающую среду в рамках коллектива группы;
- обеспечивает соблюдение ребенком режима дня и ИОМ/АОП, включающего
коррекционно- развивающие занятия;
- взаимодействует
с
педагогом-психологом
дошкольного
образовательного
учреждения,
учителем-логопедом
и
другими
специалистами по вопросам эффективности своей работы и решению проблем;
- осуществляет организационную и методическую помощь воспитателю в работе с
ребенком с особыми образовательными потребностями в группе;
- по
необходимости оказывает помощь ребенку в самообслуживании (туалет,
перемещение по помещениям ДОУ, питание);
- осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует их о
достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь;
- ведет дневник наблюдений.
4.3. Специализация труда тьютора может происходить по двум основаниям:
•
тьютор закрепляется за группой детей;
•
тьютор закрепляется за одним ребенком.
Деятельность тьютора регламентируется должностной инструкцией, тарифноквалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников
учреждения образования и другими необходимыми документами.
5. Средства, формы и методы работы тьютора.
Цель и задачи работы тьютора достигаются следующими средствами:
• организация и адаптация жизненного пространства: игрового места; места отдыха и
других мест, где бывает ребенок;
• выявление тьютором, воспитателем и специалистами зон ближайшего развития
ребенка с ОВЗ, опоры на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптации
учебного материала, адаптации учебных пособий.
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью технологий, наиболее
соответствующих природе и содержанию тьюторского сопровождения:
• проектной технологии;
• информационных технологий;
• технологии консультирования.
Тьютор вправе использовать любые воспитательные и образовательные технологии,
приемлемые для него лично и эффективные с точки зрения достижения результатов
тьюторского сопровождения, при совместной работе с психолого-педагогической службой
ДОУ.
6. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации.
Результатами работы тьютора в дошкольном образовательном учреждении являются:
• адаптация ребенка к среде дошкольного образовательного учреждения, изменение
поведения ребенка;
• развитие коммуникативных способностей ребенка;
• динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития
ребенка, развитие самостоятельности ребенка.
Фиксация результатов работы тьютора отражается:
• ежедневно в дневнике наблюдений тьютора;
• в индивидуальной карте развития ребенка.

7. Права тьютора
Тьютор имеет право:
- знакомиться с проектами решений заведующего Учреждения, касающихся его
деятельности;
- выносить на рассмотрение заведующего Учреждения, психолого-педагогической
Службы предложения по совершенствованию образовательного процесса для обучающихся
с ОВЗ, режима работы, работы с родителями.
- в пределах своей компетенции сообщать заведующему Учреждения, психологопедагогической Службы обо всех выявленных в процессе осуществления должностных
обязанностей недостатках в деятельности для обучающихся с ОВЗ и вносить предложения
по их устранению;
- запрашивать от иных специалистов Учреждения информацию и документы,
необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
- принимать участие в заседаниях и входить в состав педагогического совета,
психолого-педагогического консилиума Учреждения;
- коллегиально с психолого-педагогической Службой выбирать формы, методы,
приемы обучения и воспитания (в соответствии с ФГОС ДО, концепцией развития
интегративного обучения);
- принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции;
- присутствовать во время образовательного процесса в группе;
- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации

- повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств
работодателя;
- сотрудничать со специалистами учреждений - социальными партнерами - по
вопросам создания условий для развития личности воспитанников из числа детей с ОВЗ и
детей- инвалидов.
8. Обязанности тьютора
Тьютор несет ответственность за нарушение Устава, Коллективного договора, Правил
внутреннего распорядка Учреждения, трудового договора, за жизнь и здоровье детей во
время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики,
за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей - в соответствии с
действующим законодательством РФ.
За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации воспитательно - образовательного процесса тьютор
привлекается к ответственности, в порядке и в случаях, предусмотренных
административным законодательством РФ.
9. Документация тьютора
Документация тьютора включает в себя:
• план работы на год и на каждый день;
• индивидуальный план развития (или индивидуальная карта развития);
• дневник ежедневных наблюдений.
• график работы с психолого-педагогической Службой
• журнал учета индивидуальных форм работы с детьми (учет посещаемости
воспитанников

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».