Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 13 ИНН 6658080750 КПП 665801001 e-mail: mdou13@eduekb.ru ____________________________________________________________________________ 620131 г. Екатеринбург ул. Крауля, 85 а, тел 8 (343) 246-45-34 ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 13 Протокол № 6 от 30.05.2022 Положение о психолого-педагогической службе МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13 Екатеринбург, 2022 1.Общие положения 1.1 Настоящее Положение разработано на основании следующих нормативно-правовых актов - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации «Десятилетия детства», постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки 19 декабря 2017 года, профессионального стандарта «Педагога-психолога (психолог в сфере образования)», утвержденным Минтруда России от 24 июля 2017 года № 514н, Уставом МБДОУ и определяет организационно - методическую деятельность психологической службы (далее ПС) в общей структуре ДОУ. 1.2 Деятельность психолого-педагогической службы является составной частью обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Особая роль психолого-педагогической службы состоит в оказании содействия в обеспечении конституционных прав, воспитанников на общедоступное дошкольное образование в части: - определения содержания психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации; - организации предоставления психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в своем развитии и социальной адаптации, получения социально-педагогической психологической помощи, психолого-педагогической коррекции. Психолого-педагогической служба осуществляет всю деятельность в психодиагностическом, профилактическом и коррекционном направлениях. психолого-педагогической служба организует свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, родителями (законными представителями) детей, медицинской службой, представителями общественностями и психологами города Екатеринбурга. 2.Цели и задачи психолого-педагогической службы 2.1 Цель ППС: создание условий для обеспечения психологического благополучия детей раннего и дошкольного возрастов через комплексное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. 2.2 Основные задачи: -сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) дошкольного образования, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка; -изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления; содействие внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и формированию у воспитанников культуры здоровья и здорового образа жизни, а также формированию и развитию навыков сохранения психологического здоровья; -содействие администрации и педагогическому коллективу МБДОУ в проектировании образовательной среды, отвечающей требованиям психологической безопасности и комфортности; -участие оптимальных условиях для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы МБДОУ; -профилактика агрессивного поведения воспитанников; буллинга; формирование и развитие стрессоустойчивости и жизнестойкости, психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума; 2 -создание эмоционального, психологического комфорта в ДОУ; -оказание своевременной адресной психолого-педагогической воспитанникам следующих групп: *оказавшимся в трудной жизненной или экстремальной ситуации, пережившим потенциально психотравмирующее событие; *находящимся в кризисном состоянии; *детям-мигрантам; *детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям с ограниченными возможностями здоровья; *одаренным детям. -оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам в преодолении эмоциональноличностных проблем и проблем социальной адаптации; -психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации воспитанников с ОВЗ, детей с инвалидностью, определение для каждого ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям; -повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания воспитанников; -реализация мероприятий по профилактике эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников МБДОУ; /разработка, апробация и внедрение лучших моделей и технологий психолого-педагогической помощи; -участие в региональных, муниципальных научно- практических конференциях по проблемам психологии образования, семинарах по обмену опытом; -совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности психологической службы МБДОУ в соответствии с актуальными задачами системы образования города и области. При решении поставленных целей и задач деятельность Служба опирается на следующие принципы: -принцип целостности - Психологическая служба ориентирована на образовательное учреждение как на целую, единую систему; -принцип системности - существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности педагога-психолога, регулярность психологопедагогического сопровождения участников образовательного процесса; -принцип взаимодействия - деятельность педагогов-психологов (психологов), администрации основана на взаимодействии, направлена на достижение общей цели и на обеспечение сетевого взаимодействия специалистов различных звеньев Службы; -принцип непрерывности и преемственности - Служба, опираясь на возрастные и иные особенности обучающихся и удовлетворение их образовательных потребностей, обеспечивает непрерывность индивидуальной траектории развития и обучения, создает преемственность процесса психолого-педагогического сопровождения на всех уровнях образования; -принцип оптимизации - использование оптимального количества методик для проведения диагностики и направленного воздействия при условии сохранения необходимого уровня качества, оптимизация привлекаемых ресурсов, управленческих воздействий и т.п; -принцип информатизации - использование автоматизированных систем обработки и представления психологических данных. 3. Основные направления деятельности ППС 3.1 Основные направления деятельности психолого-педагогической службы реализуются на всех структурных уровнях в соответствии с профессиональными 3 компетенциями ее субъектов и представляют собой: -Психологическое сопровождение реализации основных образовательных программ и программ дополнительного образования. -Психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ. -Психологическое сопровождение индивидуальной траектории развития одаренных детей. -Экспертная деятельность. -Психологическое сопровождение родителей (законных представителей) воспитанников. -Психологическое сопровождение профессионального развития педагогических работников. -Организация взаимодействия с социальными партнерами Службы (волонтерскими движениями, общественными организациями, психологическими ассоциациями, некоммерческими организациями и т.п.). Все перечисленные направления деятельности Службы обеспечиваются различными видами работ педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагогапсихолога (психолог в сфере образования)», утвержденным Минтруда России от 24 июля 2017 года № 514н. Структура и организация деятельности ППС 4. 4.1 Управление ППС осуществляется по административной и профессиональной линиям. Руководитель МБДОУ осуществляет административное управление ППС МБДОУ, ее финансирование и материально-техническое оснащение в соответствии с нормативными документами ППС. Структура Службы включает в себя три взаимосвязанных уровня, на каждом из которых осуществляется административное управление, координация деятельности, методическое сопровождение: уровень образовательного учреждения: административное управление, координация деятельности осуществляется администрацией, методическое сопровождение осуществляется в рамках взаимодействия со специалистами психолого - педагогического консилиума образовательной организации (далее - ППк). Специалисты психолого-педагогической службы образовательного учреждения (или структурное подразделение) занимают определенные помещения, подчиняются режиму работы, установленному в образовательном учреждении, находятся в административном подчинении ее руководителя; осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией развития образовательного учреждения, образовательной программой. 4.2 Психологическое сопровождение образовательного процесса в МБДОУ представлена педагогом-психологом и группой специалистов. 4.3 Психолого-педагогические консилиум МБДОУ обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, испытывающих трудности в обучении и социальной адаптации. 4.4 Деятельность Службы осуществляется в межпрофессиональном взаимодействии с руководителями, педагогами и другими работниками образовательных учреждений и осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников. Психолого-педагогическая помощь оказывается на основании заявления или согласия родителей (законных представителей) в письменной форме. 5. 5.1 Права и обязанности педагога-психолога Педагог-психолог обязан: -в полной мере осуществлять деятельность, регламентируемую настоящим Положением; -рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции и служебных обязанностей; -знать новейшие достижения психологической науки в целом и, в том числе, в практической, возрастной и педагогической психологии; принимать современные научнообоснованные 4 методы диагностической ,развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и психопрофилактической работы; постоянно повышать свою профессиональную квалификацию; строго соблюдать профессиональную этику; не распространять сведения полученную в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними может нести ущерб воспитаннику или его окружению; -пропагандировать психологические знания среди педагогов и родителей; -отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией дошкольного учреждения; -рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции; -в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка; -работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями воспитанников; -вести и хранить диагностическую документацию. 5.2 Педагог-психолог имеет право: -выбирать формы и методы работы, выделять приоритетные направления работы, исходя из общей программы и конкретных условий; - самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми; -выходить с предложениями по вопросам оптимизации условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы; -принимать участие в заседаниях по обсуждению результатов диагностики , вопросам создания коррекционных и развивающих программ; участвовать в разработке новых методов и видов психологической работы, в оценки эффективности учебно-воспитательных проектов, выступать с обобщением своего опыта в научных .научно-популярных и методических изданиях; -принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах , заседаниях и т.д.; -посещать занятия, мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью детей; -знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией; -выступать с обобщением опыта своей работы; препятствовать проведению диагностической , психокоррекционной и других видов психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой; -вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний, путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др. В своей профессиональной деятельности специалисты Службы обязаны руководствоваться следующими этическими принципами: Принцип конфиденциальности: лица, принимающие участие в психолого-педагогических мероприятиях, должны делать это сознательно и добровольно, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам; информация, полученная в процессе психолого-педагогических мероприятий, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости предоставления ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов и прав участников психолого-педагогических мероприятий; отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности лиц, принимавших участие в психолого-педагогических мероприятиях. Принцип компетентности: 5 специалисты Службы должны четко определять границы собственной компетентности, т.е. не ставить перед собой задачи, невыполнимые с точки зрения современной психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей; применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Принцип ответственности: специалисты психолого-педагогического сопровождения несут ответственность за: обоснованность психологического заключения по результатам диагностического процесса, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций; правильность оформления протоколов и сохранность документации; постоянное повышение своей профессиональной квалификации. Режим рабочего времени специалистов Службы регулируется их должностными обязанностями, правилами внутреннего распорядка образовательных учреждений, коллективными договорами, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, графиками и планами работы, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами с учетом: выполнения обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; организации и проведения методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением; времени, затрачиваемого непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств. 6. Психолого-педагогический консилиум МБДОУ (ППк): осуществляет выявление трудностей в освоении образовательных программ, в том числе адаптированных, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников; разрабатывает рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья конкретизирует, дополняет рекомендации ПМПК и может включать в том числе: - разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; - проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с воспитанником; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; - осуществление контроля за выполнением рекомендаций ППк. 7. Документация психолого-педагогической службы Грамотное ведение документации позволяет педагогу -психологу структурировать свою работу. Документация: - положение о психолого-педагогической службе; - план работы психолого-педагогической службы на год; - циклограмма деятельности; - банк психодиагностических обследований; 6 - журнал регистрации индивидуальных консультаций; - журнал учета видов работы; - планы и программы проводимых занятий с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями (по направлениям деятельности: развивающая, коррекционная, профилактическая); - отчеты о деятельности психолого-педагогической службы; - аналитико-статистический годовой отчет; - аналитические справки о проделанной работе; - результаты психодиагностики (протоколы обследований, заключения, сводные таблицы, рекомендации). 7