Положение о психолого-педагогичекской службе МБДОУ.pdf

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 13
ИНН 6658080750 КПП 665801001
e-mail: mdou13@eduekb.ru
____________________________________________________________________________
620131 г. Екатеринбург ул. Крауля, 85 а, тел 8 (343) 246-45-34
ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
МБДОУ - детского сада
комбинированного вида № 13
Протокол № 6 от 30.05.2022

Положение о психолого-педагогической службе
МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13

Екатеринбург, 2022

1.Общие положения
1.1
Настоящее Положение разработано на основании следующих нормативно-правовых
актов - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской
Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года №240 «Об
объявлении в Российской Федерации «Десятилетия детства», постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации, Концепция развития психологической службы в
системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной
Министром образования и науки 19 декабря 2017 года, профессионального стандарта
«Педагога-психолога (психолог в сфере образования)», утвержденным Минтруда России от 24
июля 2017 года № 514н, Уставом МБДОУ и определяет организационно - методическую
деятельность психологической службы (далее ПС) в общей структуре ДОУ.
1.2
Деятельность психолого-педагогической службы является составной частью
обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Особая роль психолого-педагогической службы состоит в оказании содействия в обеспечении
конституционных прав, воспитанников на общедоступное дошкольное образование в части:
- определения содержания психолого-педагогической помощи детям, испытывающим
трудности в развитии и социальной адаптации;
- организации предоставления психолого-педагогической помощи воспитанникам,
испытывающим трудности
в своем развитии и социальной адаптации, получения
социально-педагогической
психологической
помощи, психолого-педагогической
коррекции.
Психолого-педагогической служба осуществляет всю деятельность в психодиагностическом,
профилактическом и коррекционном направлениях.
психолого-педагогической служба организует свою деятельность в тесном контакте с
педагогическим коллективом, родителями (законными представителями) детей, медицинской
службой, представителями общественностями и психологами города Екатеринбурга.
2.Цели и задачи психолого-педагогической службы
2.1
Цель ППС: создание условий для обеспечения психологического благополучия
детей раннего и дошкольного возрастов через комплексное взаимодействие со всеми
участниками образовательного процесса.
2.2
Основные задачи:
-сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС)
дошкольного образования, федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого
ребенка;
-изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной
и волевой сфер их проявления; содействие внедрению
здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и формированию у
воспитанников культуры здоровья и здорового образа жизни, а также формированию и
развитию навыков сохранения психологического здоровья;
-содействие администрации и педагогическому коллективу МБДОУ в проектировании
образовательной среды, отвечающей требованиям психологической безопасности и
комфортности;
-участие оптимальных условиях для развития и жизнедеятельности детей в моменты
инновационных изменений работы МБДОУ;
-профилактика агрессивного поведения воспитанников; буллинга; формирование и развитие
стрессоустойчивости и жизнестойкости, психологической готовности к противодействию
негативным влияниям социума;
2

-создание эмоционального, психологического комфорта в ДОУ;
-оказание своевременной адресной психолого-педагогической воспитанникам следующих
групп:
*оказавшимся в трудной жизненной или экстремальной ситуации, пережившим потенциально
психотравмирующее событие;
*находящимся в кризисном состоянии;
*детям-мигрантам;
*детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
детям с ограниченными возможностями здоровья;
*одаренным детям.
-оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам в преодолении эмоциональноличностных проблем и проблем социальной адаптации;
-психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения,
воспитания, социальной адаптации и социализации воспитанников с ОВЗ, детей с
инвалидностью, определение для каждого ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью
образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным
потребностям;
-повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и воспитания воспитанников;
-реализация мероприятий по профилактике эмоционального выгорания, личностных и
профессиональных деформаций педагогических работников МБДОУ;
/разработка, апробация и внедрение лучших моделей и технологий психолого-педагогической
помощи;
-участие в региональных, муниципальных научно- практических конференциях по проблемам
психологии образования, семинарах по обмену опытом;
-совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности психологической службы
МБДОУ в соответствии с актуальными задачами системы образования города и области.
При решении поставленных целей и задач деятельность Служба опирается на следующие
принципы:
-принцип целостности - Психологическая служба ориентирована на образовательное
учреждение как на целую, единую систему;
-принцип системности - существование алгоритма работы и использование возможностей всех
основных направлений деятельности педагога-психолога, регулярность психологопедагогического сопровождения участников образовательного процесса;
-принцип взаимодействия - деятельность педагогов-психологов (психологов), администрации
основана на взаимодействии, направлена на достижение общей цели и на обеспечение сетевого
взаимодействия специалистов различных звеньев Службы;
-принцип непрерывности и преемственности - Служба, опираясь на возрастные и иные
особенности обучающихся и удовлетворение их образовательных потребностей, обеспечивает
непрерывность индивидуальной траектории развития и обучения, создает преемственность
процесса психолого-педагогического сопровождения на всех уровнях образования;
-принцип оптимизации - использование оптимального количества методик для проведения
диагностики и направленного воздействия при условии сохранения необходимого уровня
качества, оптимизация привлекаемых ресурсов, управленческих воздействий и т.п;
-принцип информатизации - использование автоматизированных систем обработки и
представления психологических данных.
3. Основные направления деятельности ППС
3.1
Основные направления деятельности психолого-педагогической службы
реализуются на всех структурных уровнях в соответствии с профессиональными
3

компетенциями ее субъектов и представляют собой:
-Психологическое сопровождение реализации основных образовательных программ и
программ дополнительного образования.
-Психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения,
воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ.
-Психологическое сопровождение индивидуальной траектории развития одаренных детей.
-Экспертная деятельность.
-Психологическое сопровождение родителей (законных представителей) воспитанников.
-Психологическое сопровождение профессионального развития педагогических работников.
-Организация взаимодействия с социальными партнерами Службы (волонтерскими
движениями, общественными организациями, психологическими ассоциациями,
некоммерческими организациями и т.п.).
Все перечисленные направления деятельности Службы обеспечиваются различными видами
работ педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагогапсихолога (психолог в сфере образования)», утвержденным Минтруда России от 24 июля 2017
года № 514н.
Структура и организация деятельности ППС

4.

4.1
Управление ППС осуществляется по административной и профессиональной
линиям. Руководитель МБДОУ осуществляет административное управление ППС МБДОУ, ее
финансирование и материально-техническое оснащение в соответствии с нормативными
документами ППС.
Структура Службы включает в себя три взаимосвязанных уровня, на каждом из которых
осуществляется административное управление, координация деятельности, методическое
сопровождение: уровень образовательного учреждения: административное управление,
координация деятельности осуществляется администрацией, методическое сопровождение
осуществляется в рамках взаимодействия со специалистами психолого - педагогического
консилиума образовательной организации (далее - ППк).
Специалисты психолого-педагогической службы образовательного учреждения (или
структурное подразделение) занимают определенные помещения, подчиняются режиму
работы, установленному в образовательном учреждении, находятся в административном
подчинении ее руководителя; осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией
развития образовательного учреждения, образовательной программой.
4.2
Психологическое сопровождение образовательного процесса в МБДОУ
представлена педагогом-психологом и группой специалистов.
4.3 Психолого-педагогические консилиум МБДОУ обеспечивает психолого-педагогическое
сопровождение воспитанников, испытывающих трудности в обучении и социальной адаптации.
4.4 Деятельность Службы осуществляется в межпрофессиональном взаимодействии с
руководителями, педагогами и другими работниками образовательных учреждений и
осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников.
Психолого-педагогическая помощь оказывается на основании заявления или согласия
родителей (законных представителей) в письменной форме.
5.
5.1

Права и обязанности педагога-психолога

Педагог-психолог обязан:

-в полной мере осуществлять деятельность, регламентируемую настоящим Положением;
-рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной
компетенции и служебных обязанностей;
-знать новейшие достижения психологической науки в целом и, в том числе, в практической,
возрастной и педагогической психологии; принимать современные научнообоснованные
4

методы диагностической ,развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и
психопрофилактической
работы;
постоянно
повышать
свою
профессиональную
квалификацию;
строго соблюдать профессиональную этику; не распространять сведения полученную в
результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними может нести
ущерб воспитаннику или его окружению;
-пропагандировать психологические знания среди педагогов и родителей;
-отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией дошкольного
учреждения;
-рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной
компетенции;
-в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка;
-работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями
воспитанников;
-вести и хранить диагностическую документацию.
5.2
Педагог-психолог имеет право:
-выбирать формы и методы работы, выделять приоритетные направления работы, исходя из
общей программы и конкретных условий;
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми;
-выходить с предложениями по вопросам оптимизации условий, необходимых для успешного
функционирования психологической службы;
-принимать участие в заседаниях по обсуждению результатов диагностики , вопросам создания
коррекционных и развивающих программ;
участвовать в разработке новых методов и видов психологической работы, в оценки
эффективности учебно-воспитательных проектов, выступать с обобщением своего опыта в
научных .научно-популярных и методических изданиях;
-принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах , заседаниях и т.д.;
-посещать занятия, мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и
деятельностью детей;
-знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
-выступать с обобщением опыта своей работы;
препятствовать проведению диагностической , психокоррекционной и других видов
психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей
профессиональной подготовкой;
-вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний, путем лекций, бесед,
выступлений, тренингов и др.
В своей профессиональной деятельности специалисты Службы обязаны руководствоваться
следующими этическими принципами:
Принцип конфиденциальности:
лица, принимающие участие в психолого-педагогических мероприятиях, должны
делать это сознательно и добровольно, должны быть осведомлены об объеме и характере
информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам;
информация, полученная в процессе психолого-педагогических мероприятий, не
подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости
предоставления ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее
использование против интересов и прав участников психолого-педагогических мероприятий;
отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации
должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности лиц, принимавших
участие в психолого-педагогических мероприятиях.
Принцип компетентности:
5

специалисты Службы должны четко определять границы собственной
компетентности, т.е. не ставить перед собой задачи, невыполнимые с точки зрения современной
психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей
других специальностей;
применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей,
психокоррекционной, психопрофилактической работы.
Принцип ответственности: специалисты психолого-педагогического сопровождения несут
ответственность за:
обоснованность психологического заключения по результатам диагностического
процесса, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и
психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;
правильность оформления протоколов и сохранность документации; постоянное
повышение своей профессиональной квалификации.
Режим рабочего времени специалистов Службы регулируется их должностными
обязанностями, правилами внутреннего распорядка образовательных учреждений,
коллективными договорами, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации, графиками и планами работы, федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами с учетом:
выполнения обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических
советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организации и проведения методической, диагностической и консультативной помощи
родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с
медицинским заключением;
времени, затрачиваемого непосредственно на подготовку к работе по обучению и
воспитанию обучающихся, изучению их индивидуальных способностей, интересов и
склонностей, а также их семейных обстоятельств.
6. Психолого-педагогический консилиум МБДОУ (ППк):
осуществляет выявление трудностей в освоении образовательных программ, в том
числе адаптированных, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении
воспитанников;
разрабатывает
рекомендации
по
организации
психолого-педагогического
сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья конкретизирует,
дополняет рекомендации ПМПК и может включать в том числе:
- разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
- проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с воспитанником;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального
психофизического состояния и возможностей воспитанников;
- осуществление контроля за выполнением рекомендаций ППк.
7.

Документация психолого-педагогической службы

Грамотное ведение документации позволяет педагогу -психологу структурировать свою работу.
Документация:
- положение о психолого-педагогической службе;
- план работы психолого-педагогической службы на год;
- циклограмма деятельности;
- банк психодиагностических обследований;
6

- журнал регистрации индивидуальных консультаций;
- журнал учета видов работы;
- планы и программы проводимых занятий с воспитанниками, педагогическим коллективом,
родителями (по направлениям деятельности: развивающая, коррекционная, профилактическая);
- отчеты о деятельности психолого-педагогической службы;
- аналитико-статистический годовой отчет;
- аналитические справки о проделанной работе;
- результаты психодиагностики (протоколы обследований, заключения, сводные таблицы,
рекомендации).

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».