Программа ПОУ Футбол 2024-2025

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол» МБДОУ-детского сада
комбинированного вида № 13 (далее – Программа) разработана в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999р «Об
‒ утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в
редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
‒ федеральная образовательная программа дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля
2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г.,
регистрационный № 59599);
‒Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
‒СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как
важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном
российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и
поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее
в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Направленность дополнительной
общеобразовательной
программы
«Футбол» (далее Программа) - физкультурно-спортивная.
Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В
процессе тренировок и игр у занимающихся футболом, совершенствуется
функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие.
Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять
личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство

ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом - благодатная почва
для развития двигательных качеств.
Актуальность программы состоит в том, что традиционная система физического
воспитания в общеобразовательных организациях на современном этапе для обеспечения
необходимого уровня физического развития и подготовленности обучающихся требует
увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности
учебных занятий по физической культуре и расширения вне учебной физкультурнооздоровительной и спортивной работы.
Данная программа усиливает вариативную составляющую образования,
способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в базовом компоненте,
формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации,
самореализации, самоконтроля ребенка.
Программа призвана осуществлять 3 исключительно важные функции:
• создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им
«ситуации успеха»;
• способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов
личности.
Ведущими ценностными приоритетами программы являются:
•
формирование здорового образа жизни;
•

развитие личности;

поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством
выбранного ими вида спорта
Цель программы - оздоровление, физическое и психическое развитие
занимающихся на основе их творческой активности; формирование здорового образа
жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и
спортом.
•

Задачи программы для детей 3-4
лет Обучающие:
• формирование представлений о
виде спортафутбол,
его
возникновении, развитии
и
правилах соревнований;
• формирование
знаний
о
закаливающих процедурах и
укреплении здоровья;
• формирование
определённых
игровых наклонностей
юных
футболистов (с учётом желания
самого спортсмена выполнять функции
вратаря, защитника,
полузащитника
или
нападающего);

Задачи программы для детей 5-7
лет: • формирование представлений

о
виде
спорта
футбол,
его
возникновении, развитии и правилах
соревнований;
• формирование
знаний
о
закаливающих
процедурах
и
укреплении здоровья;
• формирование
определённых
игровых наклонностей
юных
футболистов (с учётом желания
самого спортсмена выполнять функции
вратаря,
защитника,
полузащитника
или
нападающего);

Развивающие:
• развитие всесторонней физической
подготовки
с
преимущественным
развитием
быстроты,
ловкости
и
координации движений;
• развитие смелости, решительности
Воспитательные:
• воспитание у юных спортсменов
чувство
ответственности
за
свои
действия;
• воспитание
взаимопомощи

развитие всесторонней физической
подготовки
с
преимущественным
развитием
быстроты,
ловкости
и
координации движений;
• развитие
волевых качеств смелости,
решительности,
самообладания;
• воспитание у юных спортсменов
•

чувство
ответственности
за
свои
действия перед коллективом;
• воспитание
взаимопомощи
и
трудолюбия.

Отличительная особенность Программы заключается в том, что основой
подготовки занимающихся является не только технико-тактическая подготовка юных
футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий
показатель физического развития дошкольников. Расширяется кругозор и интерес
занимающихся к данному виду спорта.
Физические нагрузки распределяются с учётом возрастных особенностей детей.
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Условия набора детей:
Для обучения принимаются дети вне зависимости от их способности, уровня
физического развития, не имеющие медицинского противопоказания.
Сроки реализации программы:
Изучение программного материала рассчитано на 1год.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся в спортивном зале. Продолжительность занятий - 3 раза в
неделю. 12 занятий в месяц. Длительность занятия 15-30 минут.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным
принципом комплектования групп секции по футболу и рассчитан на последовательное
и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Формы проведения занятий:
• групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
• медико-воспитательные мероприятия;
• тестирование;
участие в соревнованиях, матчевых встречах.
Методы обучения на занятиях:
• Словесный - объяснение терминов, новых понятий.
• Наглядный - показ педагогом правильного выполнения упражнений,
демонстрация фото и видео материалов.
•

Практический - выполнение обучающимися практических заданий и упражнений.
• Игровой - активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние
обучающихся.
Ожидаемые результаты
К концу обучения дети узнают/научаться:
историю зарождения футбола.
правила ведения счета в футболе;
значение разминки, утренней зарядки, режима дня, дыхательных упражнений
спортивную терминологию;
правила поведения и технику безопасности на спортивной площадке;
вести мяч ногой произвольно любым способом (правой, левой), по извилистой
линии, по коридору, между предметами, обводя их
выполнять удары по мячу с места, с разбега, с попаданием в цель,
останавливать (принимать) мяч во время передачи.
Способы определения результативности:
В ходе учебно-тренировочной работы тренер систематически осуществляет:
•
текущий контроль за физическими навыками воспитанников;
•
промежуточный контроль: в середине учебного года, по оценке уровня
подготовленности и овладения специальными навыками обучающиеся сдают нормативы,
указанные в таблице для 1 или 2 года обучения;
•
итоговый контроль: выступление на соревнованиях разного уровня.
Формы подведения итогов:
- соревнования;
- дружеские встречи.
Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов:
1.
Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является
развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча,
выработки быстрой ответной реакции на летящий мяч. На этом этапе дети учатся
простейшим действиям с мячом.
2.
Этап углубленного разучивания. Главная его задача - сделать действия детей
направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с элементами
спортивных и подвижных игр с мячом.
3.
Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети
закрепляют полученные знания и навыки владения мячом, используя их в проведении
спортивных игр и эстафет.
•

Ф. И. ребенка

Оценка техники освоения элементов спортивной игры футбол
Ведение мяча
ногой

По
прямой

Остановка
мяча

Отбор
мяча

Удар по
Удар
мячу носком ногой по
мячу
и внутренне
й стороной по воротам
стопы

«змейк
ой»

• ведение мяча по прямой и «змейкой»:
«выполнил» - 3 балла / « не выполнил» - 0 баллов;
• остановка мяча, отбор мяч, удар по мячу носком и внутренней стороной стопы:
3 балла - упражнение выполнено без ошибок,
2

балла - упражнение выполнено с незначительными ошибками,

1

балл - упражнение выполнено с грубыми ошибками,

0 баллов - упражнение не выполнено;
• Удар ногой по мячу по воротам (3 попытки)
3
балла - 3 попадания
2
балла - 2 попадания
1 балл - 1 попадание,
0 баллов - нет попаданий.
Формы проведения итоговой реализации программы:
• участие в соревнованиях между возрастными группами;
• участие в товарищеских играх;
• участие в матчевых встречах;
• открытые занятия;
• спартакиады.

1.
Содержательный раздел.
Учебно-тематический план.
№

Виды подготовки

Количество занятий

п/п
Теоретическая подготовка

1.
2.

5-7 лет

1

1

Охрана труда и техника
безопасности

В процессе занятий

Общая физическая подготовка

3.

Специальная физическая
подготовка
5.
Техническая подготовка
4.

7.

3-4 года

Соревновательная подготовка,
контрольные нормативы

8.

Всего часов

38

38

5

5

18

18

2

2

64

64

Содержание изучаемого курса
Подготовитель
функциональное
упражнения на растяжение, разновидности ходьбы и бега,
врабатывание, психическая прыжки, акробатические и имитационные упражнения, рывки и
ная часть
настройка
ускорения, упражнения с мячами (передачи, прием мяча, нападающие
(разминка)
удары и др)
Основная
часть

ая

повышение
физической
подготовленности;
обучение
техническим
приемам;
тактическим
Заключительн
постепенное
действиям,
снижение
нагрузки;
интегральная,
часть
раскрепощение
игровая
мышц,подготовка
снижение
сосредоточенности;
- подведение итогов
занятия
(замечания, выводы,
задания)

основные упражнения (упражнения по технике, тактике игры,
игра); вспомогательные упражнения - для развития физических
качеств и повышения уровня функциональных возможностей. для
овладения основами техники, тактики игры
легкий бег, ходьба с восстановлением дыхания, упражнения на
расслабление (потягивание, размахивание конечностями и др.),
комплекс упражнений на растяжение мышц, сухожилий, связок

Правила игры в футбол.
• опрос на знание обязанностей капитана команды.
• просмотр матча и обсуждения соблюдений правил в игре.
Общая и специальная подготовка.
• поднимание и опускание рук в стороны, вперёд, круговые вращения, сгибание,
разгибание рук в упоре. Наклоны туловища вперёд и в стороны.
• выпады вперёд, в сторону, назад.

прыжки в полу приседе.
• упражнения с набивным мечом(1-2 кг.)
• акробатические упражнения (кувырки вперёд с шага, длинный кувырок вперёд,
кувырок назад из приседа).
• упражнения в висах и упорах (подтягивание:2 подхода по 5 раз; из упора лёжа
сгибание и разгибание рук:2 подхода по 4-5 раз).
• Легко-атлетические упражнения.
• подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «защита крепости», эстафеты с
преодолением препятствий.
• спортивные игры. Ручной мяч.
• специальные упражнения для развития быстроты.
• специальные упражнения для развития ловкости.
Техника игры в футбол.
• анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых ситуациях.
• техника передвижения- бег: по прямой, изменяя скорость и направление;
приставным шагом; повороты во время бега налево и направо.
• удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и
с разбега.
• удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы,
внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному мячу.
• остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающего
мяча- на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для поступающих
действий.
• ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней
стороной стопы: правой, левой ногой поочерёдно.
• обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или
остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение внезапная отдача мяча назад
откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади.
• отбор мяча. Перехват мяча- быстрый выход на мяч с целью определить
соперника, которому адресована передача мяча.
• вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги вместе и шага.
• техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без
мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля
летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без
прыжка и в прыжке.
Тактика игры в футбол.
упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по
зрительному сигналу.
• тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча.
Правильное
расположение на футбольном поле.
• тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом.
Применение
необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и
скорости мяча.
• тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков.
Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру, на свободное место,
на удар.
• тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по
•

отношению опекаемого игрока и противодействие получению им мяча.
• тактика защиты. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка».
• тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при
различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар от своих ворот, ввести
мяч в игру (после ловли).
• учебные игры.
Соревнования по футболу.
выступления проводятся согласно календарному плану спортивных мероприятий по
правилам игры в «малый футбол».
Календарно-тематическое планирование
№

Месяц

Тема

Содержание

п/п
1

Сентябрь

Знакомство обучающихся
друг с другом. Выявление
уровня первичной подготовки
детей в данном виде
деятельности. Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности.

История развития футбола в России.
Значение и место футбола в системе
физического воспитания. Закаливание. Режим
и питание спортсмена. Общие понятия о
гигиене. Личная гигиена. Гигиеническое
значение водных процедур. Гигиенические
основы режима учебы, отдыха, занятий
спортом. Режим дня и его значение для юного
спортсмен

2

Втягивающая тренировка.
Ходьба - обычная, на носках с разным
Специальные упражнения. положением рук, на пятках, на внешней и
внутренней стороне стопы, с высоким
подниманием колена (бедра).

3

Техническая подготовка

Ходьба широким шагом, приставным
шагом правым и левым боком, лицом вперёд,

спиной вперёд, гимнастическим шагом,
перекатом с пятки на носок; ходьба в
полуприседе.

4

Техническая подготовка

Прыжки вверх из глубокого приседа, на
мягкое покрытие с разбега (высота до 40 см.).
Обманные движения с места - движение
влево, с уходом вправо и наоборот;

5

Техника удара по мячу.

Удар по неподвижному и движущемуся
мячу правой и левой ногой внутренней
стороной стопы, внутренней и средней
частями подъёма) по воротам, в стену с
расстояния от 2 до 4м

6

Бег,
изучение
упражнения
«квадрат».

Бег. Бег обычный, на носках, высоко
поднимая колено, сильно сгибая ноги назад,
выбрасывая прямые ноги вперёд, мелким и
широким шагом.

7

Упражнения
для
развития
быстроты.

Бег со скакалкой, с мячом, по доске,
бревну, в чередовании с ходьбой, прыжками, с
изменением темпа. Непрерывный бег в
течение 2-3 минут.

8

9

1
0

Основные способы
развития специальной
физической подготовки.

Ходьба в разных направлениях: по кругу,
по прямой с поворотами, змейкой,
врассыпную
Октябрь
Основные способы
Бег в колонне по одному, по двое, старты
развития специальной
из разных исходных положений, в разных
физической направлениях, с разными заданиями, с
подготовки.
преодолением препятствий.

Упражнения с мячом

Остановка мяча ногой (внутренней
стороной стопы, подошвой) катящегося на
встречу

Упражнения с мячом

1
1

1

Закрепление защитной
стойки. Перемещение
приставным шагом.

1

Совершенствование
Совершенствование удара по
защитной стойки. Закрепление неподвижному мячу внутренней стороной
перемещения приставным
стопы. Закрепление перемещения в защитной
шагом.
стойке спиной вперёд. Совершенствование
остановки катящегося мяча подошвой.

1

Удар внешней частью
подъёма.

2

3

4

Закрепление удара по неподвижному
мячу внутренней стороной стопы.
Перемещение в защитной стойке спиной
вперёд. Закрепление остановки катящегося
мяча подошвой.

Совершенствование перемещений в
защитной стойке спиной вперёд. Приём
катящихся мячей внутренней стороной стопы.

1

Упражнения
для
развития
быстроты.

Бег со средней скоростью на 80-120м (24 раза) в чередовании с ходьбой; челночный
бег 3-5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30м.

1

Техническая подготовка

Прыжки через 6-8 набивных мячей
последовательно через каждый; на одной ноге
через линию, верёвку вперёд и назад, вправо и
влево, на месте и с продвижением.

5

6

Удар внешней частью
подъёма.

Совершенствование перемещений в
защитной стойке спиной вперёд. Приём
катящихся мячей внутренней стороной стопы.

1

Закрепление приёма
катящихся мячей внутренней
стороной стопы.

Лазание по гимнастической стенке с
изменением темпа, сохранением координации
движений, использованием перекрёстного и
одноимённого движения рук и ног,
перелезанием с пролёта: на пролёт по
диагонали. Отбор мяча (отбивание ногой в
выпаде)

1

Совершенствование удара
Подпрыгивание на двух ногах, стоя на
внешней частью подъёма.
скамейке, продвигаясь вперёд; прыжки на
Совершенствование приёма
двух ногах с продвижением вперёд по
катящихся мячей внутренней
наклонной поверхности. Ведение мяча

1
7

8

9

Удар по неподвижному мячу внутренней
стороной стопы. Остановка катящегося мяча
подошвой. Совершенствование перемещения
приставным шагом.

Ноябрь

2

стороной стопы.

(средней и внешней частью подъёма)
только правой или только левой ногой по
прямой, между стойками (змейкой) и
движущихся партнёров

Техники отбивания мяча

Перебрасывание мяча друг другу снизу,
из- за головы (расстояние 3-4м), из
положения, сидя ноги скрестно; через сетку.
Бросание мяча вверх, о землю, ловля его
двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой
(не менее 10 раз), с хлопками, поворотами.
Отбивание; мяча правой и левой рукой
поочерёдно на месте и в движении.

0

Перебрасывание набивных
Прыжки с высоты 40см, в длину с места
мячей.
(около 100см), в длину с разбега (180-190 см),
вверх с места, доставая предмет,
подвешенный на 25-30 см выше поднятой
руки ребёнка, с разбега; (не менее 50см).
Групповые упражнения с
Построение самостоятельно в колонну
переходами.
по одному, в круг, шеренгу. Перестроение в
колонну по двое, трое, по четыре на ходу, из
одного круга в несколько.

2
1

2
2

2

Общеразвивающие
упражнения

Упражнения для кистей рук, развития и
укрепления мышц плечевого пояса.
Поднимать руки вверх, вперёд, в сороны,
вставая на носки (из положения стоя, пятки
вместе, носки врозь), отставляя ногу назад на
носок, прижимаясь к стенке; поднимать руки
вверх из положения руки к плечам.

2

Общеразвивающие
упражнения

Поднимать и опускать плечи; энергично
разгибать согнутые в локтях руки (пальцы
сжаты в кулаки), вперёд и в стороны; отводить
локти назад (рывки 23 раза) и выпрямлять
руки в стороны из положения руки перед
грудью. Вбрасывание мяча руками из-за
боковой линии с места из положения ноги
вместе, параллельного расположения ног на
дальность, и в коридор шириной 2м.

3

4

2
5

Декабрь

Техника передвижения

Удар по неподвижному и движущемуся
мячу правой и левой ногой внутренней
стороной стопы, внутренней и средней
частями

подъёма) по воротам, в стену с
расстояния от 2 до 4м
2

Ведение мяча внутренней
Остановка мяча ногой (внутренней
частью подъёма. Удар пяткой. стороной стопы, подошвой) катящегося на
встречу.

2

Закрепление ведения мяча
Ведение мяча (средней и внешней
частью
подъёма) только правой или только
внутренней частью подъёма.
левой
ногой
по прямой, между стойками
Закрепление удара пяткой.
(змейкой) и движущихся партнёров

2

Выбрасывание мяча
руками

2

Закрепление ведения
Ведение мяча (средней и внешней
внутренней и внешней стороной частью подъёма) только правой или только
левой ногой по прямой, между стойками
стопы.
(змейкой) и движущихся партнёров

3

Совершенствование
ведения мяча

6

7

8

9

0

Ведение мяча носком.

3
1
3
2

3
3

3
4

Январь

Вбрасывание мяча руками из-за боковой
линии с места из положения ноги вместе,
параллельного расположения ног на
дальность, и в коридор шириной 2м.

Ведение мяча (средней и внешней
частью подъёма) только правой или только
левой ногой по прямой, между стойками
(змейкой) и движущихся партнёров
Приём катящихся мячей внутренней
стороной стопы с переводом за спину.

Закрепление техники
ведения мяча

Обманные движения с места - движение
влево, с уходом вправо и наоборот

Общеразвивающие
упражнения с предметами.

Упражнения с набивными мячами
броски друг другу одной рукой от правового и
левого плеча. Броски одной и двумя руками
через голову. Подбрасывание мяча вверх и
ловля его; то же, с поворотом кругом.
Упражнения с волейбольными, футбольными,
теннисными мячами, гимнастическими
палками, скакалкой. Упражнения на месте
(стоя, сидя, лёжа) и в движении

Общеразвивающие
упражнения с предметами.

Упражнения в парах, в группах с
передачами, бросками и ловлей мяча.
Упражнения с короткой и длинной

скакалкой: прыжки на одной и обеих
ногах, с вращением скакалки вперёд и назад,
прыжки с поворотами, прыжки в приседе и
полуприседе
3

Общеразвивающие
упражнения с предметами.

Упражнения с малыми мячами: броски и
ловля мяча после подбрасывания вверх, удара
о землю, в стену, на месте, в прыжке, после
кувырка в движении.

3

Подвижные игры и
эстафеты.

Игры с мячом, бегом, прыжками,
метанием, с сопротивлением, на внимание,
координацию движений.

3

Подвижные игры и
эстафеты.

Эстафеты встречные и круговые, с
преодолением полосы препятствий из
гимнастических снарядов, переноской,
расстановкой и собиранием предметов,
переноской груза, метанием в цель, бросками
и ловлей мяча, прыжками и бегом, в
различных сочетаниях перечисленных
элементов.

5

6

7

3
8

Упражнения для развития
Прыжки со скакалкой два вращения ловкости
один прыжок; жонглирование теннисных
мячей (2-3 шт.). Подвижные игры: «Караси и
щука», «Третий лишний», «День» и «ночь»,
«Пустое место», «Волк во рву», «Салки
простые», «Белые медведи». Подвижные игры
неспецифическими средствами футбола

3

Упражнения для развития
Упражнения с набивными мячами,
скоростно-силовых качеств.
гантелями, на тренажерном оборудовании.
Переноска и перекладывание груза.
Упражнения с резиновым амортизатором и др.
Многоскоки с ноги на ногу; с двух на две,
тройной и пятерной с места, многоразовые до
10 раз. Выпрыгивание вверх из приседа.

4

Упражнения для развития
Прыжки с разбега толчком одной и двух
скоростно-силовых качеств.
ног, выполняя в прыжке поворот направо и
налево. Имитация ударов ногами по
воображаемому мячу в прыжке.
Многократные броски набивного мяча
весом до 2 кг вверх в прыжке и ловля (мяч
зажат спотами ног).

9

0

Февраль

4

Тактика нападения

Выбор момента и способа передвижения
для «открывания» на свободное место с целью
получения мяча. Эффективно использовать
изученные технические приемы, способы и
разновидности для решения тактических задач
в зависимости от игровой ситуации.

4

Тактика нападения

Взаимодействие с партнерами при
равном соотношении с соперником, используя
короткие и средние передачи. Взаимодействие
двух и трех игроков. Комбинации в парах:
«скрещивание». Начало и развитие атаки из
стандартных положений.

4

Тактика защиты

4

Тактика защиты

Взаимодействие в обороне при
численном большинстве сил соперника,
осуществляя правильный выбор позиции и
страховку партнеров. Организация
противодействия комбинациям
«скрещивание». Закрепление умения
взаимодействовать в обороне при выполнении
противником стандартных комбинаций.
Закрепление умения организации и
построение «стенки»
Организация обороны по принципу
зонной защиты. Выбор позиции и
взаимодействия игроков при атаке противника
флангом и через центр. Углубленное
разучивание и закрепление. Подвижные и
спортивные игры по упрощенным правилам.
Учебные и тренировочные игры 3х3, 4х4, 5х5,
применяя в них изученный программный
материал.

4

Тактика вратаря

1

2

3

4

5

4
6

4
7

Март

Интегральная подготовка

Закрепление умения организовать
построение «стенки» при пробитии
штрафного и свободного ударов вблизи своих
ворот; подсказывать партнерам при обороне,
как занять правильную позицию

Упражнения интегрального характера:
передачи мяча в парах в движении с
использованием комбинации «скрещивание» с
последовательным ударом по цели. Игры: 2
против 1, 3 против 1,4 против 2 с целевыми
заданиями.
Интегральная подготовка
Организация атаки при использовании
противником обороны по принципу зонной

защиты и организация обороны по
принципу зонной защиты. Выбор позиции и
взаимодействия игроков при атаке от ворот,
выбор позиции и взаимодействие игроков при
обороне, атака противника от своих ворот.

4

Интегральная подготовка

8

4

Изучение техники игры
Ведение игры по избранной тактической
вратаря, точный бросок в цель. системе и ее вариантов; взаимодействия
Игра
игроков всех тактических линий команды;
умения переходить в ходе состязания к
другому варианту игры

5

Отбор мяча перехватом в
Умение выдерживать высокий темп
движение
игры, правильно распределяя силы игроков
вовремя состязания; менять темп, ритм и
характер игры в зависимости от создавшейся в
состязании ситуации; разумно сочетать
индивидуальные и коллективные действия.

5

Ввод мяча вратарем рукой,
Быстрота развития атаки из глубины
чеканка мяча, квадрат.
обороны; создание численного превосходства
в атаке за счет быстрых перемещений игроков.
получения мяча, освобождаясь от
персональной опеки соперника и после
передачи мяча партнеру.

5

Ведение мяча + удар по
воротам. Игра

Перекрывание всех игроков команды
соперника после потери мяча, стараясь
возможно быстрее вновь овладеть мячом;
взаимопонимание и взаимостраховку;
создание численного превосходства в обороне

5

Развитие
координационных
способностей. Ведение + удар
по воротам, квадрат.
Двусторонняя игра.

Быстрота организации атак, выполнение
продольных и диагональных, средних и
длинных передач. Тактические комбинации со
сменой игровых мест в ходе развития атаки.
Создание численного перевеса в атаке за счет
подключения полузащитников и крайних
защитников. Острота действия в

9

0

1

2

3

Обучение игре в квадратах 3 х3, 4х4, 5х5
с одним нейтральным. Учебные и
тренировочные игры 3х3, 4х4, 5х5, используя
полученные навыки по заданию тренера

завершающей фазе атаки
Прием мяча различными
частями тела. Игра

Определение направления возможного
удара, занимая в соответствии с этим занимать
наиболее выгодную позицию и применяя
наиболее рациональные технические приемы
игры на выходах. Быстрая организация атаки,
руководство игрой партнеров по обороне.

5

Передачи мяча. Игра в
большой квадрат

Определение направления возможного
удара, занимая в соответствии с этим занимать
наиболее выгодную позицию и применяя
наиболее рациональные технические приемы
игры на выходах. Быстрая организация атаки,
руководство игрой партнеров по обороне.

5

Изучение финтов,
Слаженность действий и
применение при сопротивлении взаимостраховки при атаке численно
защитника.
превосходящего соперника. Усиление
обороны за счет увеличения числа
обороняющихся игроков.
Удары - с разбега, с места,
Создание численного перевеса в атаке за
с подачи партнера, с одного
счет подключения полузащитников и крайних
шага.
защитников. Острота действия в завершающей
фазе атаки

5
4

5

6

5
7

Апрель

Двусторонняя учебная

5
8

игра.

Слаженность действий и
взаимостраховки при атаке численно
превосходящего соперника. Усиление
обороны за счет увеличения числа
обороняющихся игроков.
Ведение мяча (средней и внешней
частью подъёма) только правой или только
левой ногой по прямой, между стойками
(змейкой) и движущихся партнёров

5

Остановка катящегося
мяча внутренней стороной
стопы и подошвой. Бег в
сочетании с ходьбой.

6

Упражнение змейка + удар
Определение направления возможного
по воротам. Игра.
удара, занимая в соответствии с этим занимать

9

0

наиболее выгодную позицию и применяя
наиболее рациональные технические приемы
игры на выходах. Быстрая организация атаки,
руководство игрой партнеров по обороне.

6
1

Общеразвивающие
упражнения в парах, бег с
мячом.

Ловля, переводы и отбивания различных
мячей, находясь в воротах и на выходе из
ворот, обращая внимание на быстроту

реакции, на амортизирующее
(уступающее) движение кистями и
предплечьями при ловле мяча, на мягкое
приземление при ловле мяча в падении.
Броски руками и выбивания мяча ногами на
точность и дальность.
6
2

6
3

6
4

Май

Разбор игроков.
Комбинация «стенка».

Вбрасывание мяча из различных
исходных положений с места и после разбега
на точность и дальность вбрасывания, для
остановки его изученными приемами
стоящему и двигающемуся партнеру.

Совершенствование
комбинации «стенка».

Вбрасывание мяча из различных
исходных положений с места и после разбега
на точность и дальность вбрасывания, для
остановки его изученными приемами
стоящему и двигающемуся партнеру.

Итоговое занятиечемпионат среди возрастных
групп «Веселый мяч»

2.

Организационный раздел

Материально-техническое и методическое обеспечение:
Спортивное оборудование и инвентарь:
•
•
•
•
•
•
•
•

стойки для обводки мячей - 15 штук;
стойки для подвески мячей- 2 штуки;
переносные мишени- 2 штуки;
переносные ворота;
маты гимнастические;
форма спортивная (майки, трусы, гетры и обувь);
мячи футбольные - 15 штук;
мячи волейбольные и баскетбольные;

Дидактическое обеспечение образовательного процесса:
Название материала

«Спортивная тренировка с
учётом физиологических основ»

Форма материала

Плакат-схема Презентация

Тема и раздел программы

Здоровый образ жизни

Роль физических упражнений
Демонстрационный плакат для формирования быстрого
рывка
и быстроты ответных действий
Роль технической подготовки
Просмотр документального фильма
для успешной игры в футбол
Роль специальных
подготовительных упражнений

Специальная физическая
подготовка

Техническая подготовка
Специальные
подготовительные
упражнения

Литература
1.
Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение.
1998.144с., ил.
2.
Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров
ДЮСШ. М.,1998
3.
Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и
спорта.
- М.: АСАБЕМА, 2000.
4.
Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС,
2000.
5.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х
классов общеобразовательной школы, 1996.
6.
Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
7.
Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб.
пособие для курсов повышения квалификации науч. - пед. кадров. - Самара:
СамГПИ, 1995.
8.
Сучилина А.А. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. М.:1995.
9.
Сушков М.П. Ваш друг -«Кожаный мяч».М.,1995
10.
Цирин Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол. М.,1998.

Дополнительный раздел.
Краткая презентация Дополнительной
общеразвивающей программы «Футбол»
на 2024-2025 учебный год
Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол» МБДОУ-детского
сада комбинированного вида № 13 (далее – Программа) разработана для
воспитанников 3-7 лет.
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как
важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в
современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует
постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как
образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие
личности ребенка.
Направленность дополнительной
общеобразовательной
программы
«Футбол» (далее Программа) - физкультурно-спортивная.
Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние.
В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом, совершенствуется
функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие.
Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение
подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и
чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом благодатная почва для развития двигательных качеств.
Актуальность программы состоит в том, что традиционная система
физического воспитания в общеобразовательных организациях на современном
этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и
подготовленности обучающихся требует увеличения их двигательной активности,
усиления образовательной направленности учебных занятий по физической
культуре и расширения вне учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы.
Данная программа усиливает вариативную составляющую образования,
способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в базовом компоненте,
формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации,
самореализации, самоконтроля ребенка.
Программа призвана осуществлять исключительно важные функции:
• создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания
им «ситуации успеха»;
• способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов
личности.
Ведущими ценностными приоритетами программы являются:
•
формирование здорового образа жизни;
•

развитие личности;

поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности
посредством выбранного ими вида спорта
•

Цель программы - оздоровление, физическое и психическое развитие
занимающихся на основе их творческой активности; формирование здорового образа
жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и
спортом.
Отличительная особенность Программы заключается в том, что основой
подготовки занимающихся является не только технико-тактическая подготовка
юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более
высокий показатель физического развития дошкольников. Расширяется кругозор и
интерес занимающихся к данному виду спорта.
Физические нагрузки распределяются с учётом возрастных особенностей
детей.
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Условия набора детей:
Для обучения принимаются дети вне зависимости от их способности, уровня
физического развития, не имеющие медицинского противопоказания.
Сроки реализации программы:
Изучение программного материала рассчитано на 1год.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся в спортивном зале. Продолжительность занятий - 3 раза в
неделю. 12 занятий в месяц. Длительность занятия 15-30 минут.

Принято с учетом мнения Совета родителей
(законных представителей) МБДОУ– детского сада
комбинированного вида № 13
Протокол № 2 от 14.05.2024 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».