Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол» МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13 (далее – Программа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: ‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» ‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» ‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999р «Об ‒ утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; ‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); ‒ федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); ‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); ‒Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». ‒СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Футбол» (далее Программа) - физкультурно-спортивная. Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом - благодатная почва для развития двигательных качеств. Актуальность программы состоит в том, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных организациях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности обучающихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения вне учебной физкультурнооздоровительной и спортивной работы. Данная программа усиливает вариативную составляющую образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка. Программа призвана осуществлять 3 исключительно важные функции: • создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»; • способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности. Ведущими ценностными приоритетами программы являются: • формирование здорового образа жизни; • развитие личности; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта Цель программы - оздоровление, физическое и психическое развитие занимающихся на основе их творческой активности; формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом. • Задачи программы для детей 3-4 лет Обучающие: • формирование представлений о виде спортафутбол, его возникновении, развитии и правилах соревнований; • формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья; • формирование определённых игровых наклонностей юных футболистов (с учётом желания самого спортсмена выполнять функции вратаря, защитника, полузащитника или нападающего); Задачи программы для детей 5-7 лет: • формирование представлений о виде спорта футбол, его возникновении, развитии и правилах соревнований; • формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья; • формирование определённых игровых наклонностей юных футболистов (с учётом желания самого спортсмена выполнять функции вратаря, защитника, полузащитника или нападающего); Развивающие: • развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; • развитие смелости, решительности Воспитательные: • воспитание у юных спортсменов чувство ответственности за свои действия; • воспитание взаимопомощи развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; • развитие волевых качеств смелости, решительности, самообладания; • воспитание у юных спортсменов • чувство ответственности за свои действия перед коллективом; • воспитание взаимопомощи и трудолюбия. Отличительная особенность Программы заключается в том, что основой подготовки занимающихся является не только технико-тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития дошкольников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта. Физические нагрузки распределяются с учётом возрастных особенностей детей. Возраст детей: Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Условия набора детей: Для обучения принимаются дети вне зависимости от их способности, уровня физического развития, не имеющие медицинского противопоказания. Сроки реализации программы: Изучение программного материала рассчитано на 1год. Форма и режим занятий: Занятия проводятся в спортивном зале. Продолжительность занятий - 3 раза в неделю. 12 занятий в месяц. Длительность занятия 15-30 минут. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп секции по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Формы проведения занятий: • групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; • медико-воспитательные мероприятия; • тестирование; участие в соревнованиях, матчевых встречах. Методы обучения на занятиях: • Словесный - объяснение терминов, новых понятий. • Наглядный - показ педагогом правильного выполнения упражнений, демонстрация фото и видео материалов. • Практический - выполнение обучающимися практических заданий и упражнений. • Игровой - активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние обучающихся. Ожидаемые результаты К концу обучения дети узнают/научаться: историю зарождения футбола. правила ведения счета в футболе; значение разминки, утренней зарядки, режима дня, дыхательных упражнений спортивную терминологию; правила поведения и технику безопасности на спортивной площадке; вести мяч ногой произвольно любым способом (правой, левой), по извилистой линии, по коридору, между предметами, обводя их выполнять удары по мячу с места, с разбега, с попаданием в цель, останавливать (принимать) мяч во время передачи. Способы определения результативности: В ходе учебно-тренировочной работы тренер систематически осуществляет: • текущий контроль за физическими навыками воспитанников; • промежуточный контроль: в середине учебного года, по оценке уровня подготовленности и овладения специальными навыками обучающиеся сдают нормативы, указанные в таблице для 1 или 2 года обучения; • итоговый контроль: выступление на соревнованиях разного уровня. Формы подведения итогов: - соревнования; - дружеские встречи. Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов: 1. Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча, выработки быстрой ответной реакции на летящий мяч. На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом. 2. Этап углубленного разучивания. Главная его задача - сделать действия детей направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с мячом. 3. Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети закрепляют полученные знания и навыки владения мячом, используя их в проведении спортивных игр и эстафет. • Ф. И. ребенка Оценка техники освоения элементов спортивной игры футбол Ведение мяча ногой По прямой Остановка мяча Отбор мяча Удар по Удар мячу носком ногой по мячу и внутренне й стороной по воротам стопы «змейк ой» • ведение мяча по прямой и «змейкой»: «выполнил» - 3 балла / « не выполнил» - 0 баллов; • остановка мяча, отбор мяч, удар по мячу носком и внутренней стороной стопы: 3 балла - упражнение выполнено без ошибок, 2 балла - упражнение выполнено с незначительными ошибками, 1 балл - упражнение выполнено с грубыми ошибками, 0 баллов - упражнение не выполнено; • Удар ногой по мячу по воротам (3 попытки) 3 балла - 3 попадания 2 балла - 2 попадания 1 балл - 1 попадание, 0 баллов - нет попаданий. Формы проведения итоговой реализации программы: • участие в соревнованиях между возрастными группами; • участие в товарищеских играх; • участие в матчевых встречах; • открытые занятия; • спартакиады. 1. Содержательный раздел. Учебно-тематический план. № Виды подготовки Количество занятий п/п Теоретическая подготовка 1. 2. 5-7 лет 1 1 Охрана труда и техника безопасности В процессе занятий Общая физическая подготовка 3. Специальная физическая подготовка 5. Техническая подготовка 4. 7. 3-4 года Соревновательная подготовка, контрольные нормативы 8. Всего часов 38 38 5 5 18 18 2 2 64 64 Содержание изучаемого курса Подготовитель функциональное упражнения на растяжение, разновидности ходьбы и бега, врабатывание, психическая прыжки, акробатические и имитационные упражнения, рывки и ная часть настройка ускорения, упражнения с мячами (передачи, прием мяча, нападающие (разминка) удары и др) Основная часть ая повышение физической подготовленности; обучение техническим приемам; тактическим Заключительн постепенное действиям, снижение нагрузки; интегральная, часть раскрепощение игровая мышц,подготовка снижение сосредоточенности; - подведение итогов занятия (замечания, выводы, задания) основные упражнения (упражнения по технике, тактике игры, игра); вспомогательные упражнения - для развития физических качеств и повышения уровня функциональных возможностей. для овладения основами техники, тактики игры легкий бег, ходьба с восстановлением дыхания, упражнения на расслабление (потягивание, размахивание конечностями и др.), комплекс упражнений на растяжение мышц, сухожилий, связок Правила игры в футбол. • опрос на знание обязанностей капитана команды. • просмотр матча и обсуждения соблюдений правил в игре. Общая и специальная подготовка. • поднимание и опускание рук в стороны, вперёд, круговые вращения, сгибание, разгибание рук в упоре. Наклоны туловища вперёд и в стороны. • выпады вперёд, в сторону, назад. прыжки в полу приседе. • упражнения с набивным мечом(1-2 кг.) • акробатические упражнения (кувырки вперёд с шага, длинный кувырок вперёд, кувырок назад из приседа). • упражнения в висах и упорах (подтягивание:2 подхода по 5 раз; из упора лёжа сгибание и разгибание рук:2 подхода по 4-5 раз). • Легко-атлетические упражнения. • подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «защита крепости», эстафеты с преодолением препятствий. • спортивные игры. Ручной мяч. • специальные упражнения для развития быстроты. • специальные упражнения для развития ловкости. Техника игры в футбол. • анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых ситуациях. • техника передвижения- бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным шагом; повороты во время бега налево и направо. • удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. • удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному мячу. • остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающего мяча- на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для поступающих действий. • ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой поочерёдно. • обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади. • отбор мяча. Перехват мяча- быстрый выход на мяч с целью определить соперника, которому адресована передача мяча. • вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги вместе и шага. • техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Тактика игры в футбол. упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу. • тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. • тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. • тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар. • тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по • отношению опекаемого игрока и противодействие получению им мяча. • тактика защиты. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». • тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли). • учебные игры. Соревнования по футболу. выступления проводятся согласно календарному плану спортивных мероприятий по правилам игры в «малый футбол». Календарно-тематическое планирование № Месяц Тема Содержание п/п 1 Сентябрь Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. История развития футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Закаливание. Режим и питание спортсмена. Общие понятия о гигиене. Личная гигиена. Гигиеническое значение водных процедур. Гигиенические основы режима учебы, отдыха, занятий спортом. Режим дня и его значение для юного спортсмен 2 Втягивающая тренировка. Ходьба - обычная, на носках с разным Специальные упражнения. положением рук, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, с высоким подниманием колена (бедра). 3 Техническая подготовка Ходьба широким шагом, приставным шагом правым и левым боком, лицом вперёд, спиной вперёд, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок; ходьба в полуприседе. 4 Техническая подготовка Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое покрытие с разбега (высота до 40 см.). Обманные движения с места - движение влево, с уходом вправо и наоборот; 5 Техника удара по мячу. Удар по неподвижному и движущемуся мячу правой и левой ногой внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъёма) по воротам, в стену с расстояния от 2 до 4м 6 Бег, изучение упражнения «квадрат». Бег. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперёд, мелким и широким шагом. 7 Упражнения для развития быстроты. Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в чередовании с ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег в течение 2-3 минут. 8 9 1 0 Основные способы развития специальной физической подготовки. Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой, врассыпную Октябрь Основные способы Бег в колонне по одному, по двое, старты развития специальной из разных исходных положений, в разных физической направлениях, с разными заданиями, с подготовки. преодолением препятствий. Упражнения с мячом Остановка мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой) катящегося на встречу Упражнения с мячом 1 1 1 Закрепление защитной стойки. Перемещение приставным шагом. 1 Совершенствование Совершенствование удара по защитной стойки. Закрепление неподвижному мячу внутренней стороной перемещения приставным стопы. Закрепление перемещения в защитной шагом. стойке спиной вперёд. Совершенствование остановки катящегося мяча подошвой. 1 Удар внешней частью подъёма. 2 3 4 Закрепление удара по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. Перемещение в защитной стойке спиной вперёд. Закрепление остановки катящегося мяча подошвой. Совершенствование перемещений в защитной стойке спиной вперёд. Приём катящихся мячей внутренней стороной стопы. 1 Упражнения для развития быстроты. Бег со средней скоростью на 80-120м (24 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3-5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30м. 1 Техническая подготовка Прыжки через 6-8 набивных мячей последовательно через каждый; на одной ноге через линию, верёвку вперёд и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением. 5 6 Удар внешней частью подъёма. Совершенствование перемещений в защитной стойке спиной вперёд. Приём катящихся мячей внутренней стороной стопы. 1 Закрепление приёма катящихся мячей внутренней стороной стопы. Лазание по гимнастической стенке с изменением темпа, сохранением координации движений, использованием перекрёстного и одноимённого движения рук и ног, перелезанием с пролёта: на пролёт по диагонали. Отбор мяча (отбивание ногой в выпаде) 1 Совершенствование удара Подпрыгивание на двух ногах, стоя на внешней частью подъёма. скамейке, продвигаясь вперёд; прыжки на Совершенствование приёма двух ногах с продвижением вперёд по катящихся мячей внутренней наклонной поверхности. Ведение мяча 1 7 8 9 Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. Остановка катящегося мяча подошвой. Совершенствование перемещения приставным шагом. Ноябрь 2 стороной стопы. (средней и внешней частью подъёма) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнёров Техники отбивания мяча Перебрасывание мяча друг другу снизу, из- за головы (расстояние 3-4м), из положения, сидя ноги скрестно; через сетку. Бросание мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, поворотами. Отбивание; мяча правой и левой рукой поочерёдно на месте и в движении. 0 Перебрасывание набивных Прыжки с высоты 40см, в длину с места мячей. (около 100см), в длину с разбега (180-190 см), вверх с места, доставая предмет, подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребёнка, с разбега; (не менее 50см). Групповые упражнения с Построение самостоятельно в колонну переходами. по одному, в круг, шеренгу. Перестроение в колонну по двое, трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько. 2 1 2 2 2 Общеразвивающие упражнения Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вверх, вперёд, в сороны, вставая на носки (из положения стоя, пятки вместе, носки врозь), отставляя ногу назад на носок, прижимаясь к стенке; поднимать руки вверх из положения руки к плечам. 2 Общеразвивающие упражнения Поднимать и опускать плечи; энергично разгибать согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки), вперёд и в стороны; отводить локти назад (рывки 23 раза) и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью. Вбрасывание мяча руками из-за боковой линии с места из положения ноги вместе, параллельного расположения ног на дальность, и в коридор шириной 2м. 3 4 2 5 Декабрь Техника передвижения Удар по неподвижному и движущемуся мячу правой и левой ногой внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъёма) по воротам, в стену с расстояния от 2 до 4м 2 Ведение мяча внутренней Остановка мяча ногой (внутренней частью подъёма. Удар пяткой. стороной стопы, подошвой) катящегося на встречу. 2 Закрепление ведения мяча Ведение мяча (средней и внешней частью подъёма) только правой или только внутренней частью подъёма. левой ногой по прямой, между стойками Закрепление удара пяткой. (змейкой) и движущихся партнёров 2 Выбрасывание мяча руками 2 Закрепление ведения Ведение мяча (средней и внешней внутренней и внешней стороной частью подъёма) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками стопы. (змейкой) и движущихся партнёров 3 Совершенствование ведения мяча 6 7 8 9 0 Ведение мяча носком. 3 1 3 2 3 3 3 4 Январь Вбрасывание мяча руками из-за боковой линии с места из положения ноги вместе, параллельного расположения ног на дальность, и в коридор шириной 2м. Ведение мяча (средней и внешней частью подъёма) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнёров Приём катящихся мячей внутренней стороной стопы с переводом за спину. Закрепление техники ведения мяча Обманные движения с места - движение влево, с уходом вправо и наоборот Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами броски друг другу одной рукой от правового и левого плеча. Броски одной и двумя руками через голову. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом. Упражнения с волейбольными, футбольными, теннисными мячами, гимнастическими палками, скакалкой. Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в движении Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения в парах, в группах с передачами, бросками и ловлей мяча. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах, с вращением скакалки вперёд и назад, прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе 3 Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с малыми мячами: броски и ловля мяча после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену, на месте, в прыжке, после кувырка в движении. 3 Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, с сопротивлением, на внимание, координацию движений. 3 Подвижные игры и эстафеты. Эстафеты встречные и круговые, с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом, в различных сочетаниях перечисленных элементов. 5 6 7 3 8 Упражнения для развития Прыжки со скакалкой два вращения ловкости один прыжок; жонглирование теннисных мячей (2-3 шт.). Подвижные игры: «Караси и щука», «Третий лишний», «День» и «ночь», «Пустое место», «Волк во рву», «Салки простые», «Белые медведи». Подвижные игры неспецифическими средствами футбола 3 Упражнения для развития Упражнения с набивными мячами, скоростно-силовых качеств. гантелями, на тренажерном оборудовании. Переноска и перекладывание груза. Упражнения с резиновым амортизатором и др. Многоскоки с ноги на ногу; с двух на две, тройной и пятерной с места, многоразовые до 10 раз. Выпрыгивание вверх из приседа. 4 Упражнения для развития Прыжки с разбега толчком одной и двух скоростно-силовых качеств. ног, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Многократные броски набивного мяча весом до 2 кг вверх в прыжке и ловля (мяч зажат спотами ног). 9 0 Февраль 4 Тактика нападения Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Эффективно использовать изученные технические приемы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации. 4 Тактика нападения Взаимодействие с партнерами при равном соотношении с соперником, используя короткие и средние передачи. Взаимодействие двух и трех игроков. Комбинации в парах: «скрещивание». Начало и развитие атаки из стандартных положений. 4 Тактика защиты 4 Тактика защиты Взаимодействие в обороне при численном большинстве сил соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнеров. Организация противодействия комбинациям «скрещивание». Закрепление умения взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Закрепление умения организации и построение «стенки» Организация обороны по принципу зонной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр. Углубленное разучивание и закрепление. Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам. Учебные и тренировочные игры 3х3, 4х4, 5х5, применяя в них изученный программный материал. 4 Тактика вратаря 1 2 3 4 5 4 6 4 7 Март Интегральная подготовка Закрепление умения организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; подсказывать партнерам при обороне, как занять правильную позицию Упражнения интегрального характера: передачи мяча в парах в движении с использованием комбинации «скрещивание» с последовательным ударом по цели. Игры: 2 против 1, 3 против 1,4 против 2 с целевыми заданиями. Интегральная подготовка Организация атаки при использовании противником обороны по принципу зонной защиты и организация обороны по принципу зонной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке от ворот, выбор позиции и взаимодействие игроков при обороне, атака противника от своих ворот. 4 Интегральная подготовка 8 4 Изучение техники игры Ведение игры по избранной тактической вратаря, точный бросок в цель. системе и ее вариантов; взаимодействия Игра игроков всех тактических линий команды; умения переходить в ходе состязания к другому варианту игры 5 Отбор мяча перехватом в Умение выдерживать высокий темп движение игры, правильно распределяя силы игроков вовремя состязания; менять темп, ритм и характер игры в зависимости от создавшейся в состязании ситуации; разумно сочетать индивидуальные и коллективные действия. 5 Ввод мяча вратарем рукой, Быстрота развития атаки из глубины чеканка мяча, квадрат. обороны; создание численного превосходства в атаке за счет быстрых перемещений игроков. получения мяча, освобождаясь от персональной опеки соперника и после передачи мяча партнеру. 5 Ведение мяча + удар по воротам. Игра Перекрывание всех игроков команды соперника после потери мяча, стараясь возможно быстрее вновь овладеть мячом; взаимопонимание и взаимостраховку; создание численного превосходства в обороне 5 Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. Двусторонняя игра. Быстрота организации атак, выполнение продольных и диагональных, средних и длинных передач. Тактические комбинации со сменой игровых мест в ходе развития атаки. Создание численного перевеса в атаке за счет подключения полузащитников и крайних защитников. Острота действия в 9 0 1 2 3 Обучение игре в квадратах 3 х3, 4х4, 5х5 с одним нейтральным. Учебные и тренировочные игры 3х3, 4х4, 5х5, используя полученные навыки по заданию тренера завершающей фазе атаки Прием мяча различными частями тела. Игра Определение направления возможного удара, занимая в соответствии с этим занимать наиболее выгодную позицию и применяя наиболее рациональные технические приемы игры на выходах. Быстрая организация атаки, руководство игрой партнеров по обороне. 5 Передачи мяча. Игра в большой квадрат Определение направления возможного удара, занимая в соответствии с этим занимать наиболее выгодную позицию и применяя наиболее рациональные технические приемы игры на выходах. Быстрая организация атаки, руководство игрой партнеров по обороне. 5 Изучение финтов, Слаженность действий и применение при сопротивлении взаимостраховки при атаке численно защитника. превосходящего соперника. Усиление обороны за счет увеличения числа обороняющихся игроков. Удары - с разбега, с места, Создание численного перевеса в атаке за с подачи партнера, с одного счет подключения полузащитников и крайних шага. защитников. Острота действия в завершающей фазе атаки 5 4 5 6 5 7 Апрель Двусторонняя учебная 5 8 игра. Слаженность действий и взаимостраховки при атаке численно превосходящего соперника. Усиление обороны за счет увеличения числа обороняющихся игроков. Ведение мяча (средней и внешней частью подъёма) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнёров 5 Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. 6 Упражнение змейка + удар Определение направления возможного по воротам. Игра. удара, занимая в соответствии с этим занимать 9 0 наиболее выгодную позицию и применяя наиболее рациональные технические приемы игры на выходах. Быстрая организация атаки, руководство игрой партнеров по обороне. 6 1 Общеразвивающие упражнения в парах, бег с мячом. Ловля, переводы и отбивания различных мячей, находясь в воротах и на выходе из ворот, обращая внимание на быстроту реакции, на амортизирующее (уступающее) движение кистями и предплечьями при ловле мяча, на мягкое приземление при ловле мяча в падении. Броски руками и выбивания мяча ногами на точность и дальность. 6 2 6 3 6 4 Май Разбор игроков. Комбинация «стенка». Вбрасывание мяча из различных исходных положений с места и после разбега на точность и дальность вбрасывания, для остановки его изученными приемами стоящему и двигающемуся партнеру. Совершенствование комбинации «стенка». Вбрасывание мяча из различных исходных положений с места и после разбега на точность и дальность вбрасывания, для остановки его изученными приемами стоящему и двигающемуся партнеру. Итоговое занятиечемпионат среди возрастных групп «Веселый мяч» 2. Организационный раздел Материально-техническое и методическое обеспечение: Спортивное оборудование и инвентарь: • • • • • • • • стойки для обводки мячей - 15 штук; стойки для подвески мячей- 2 штуки; переносные мишени- 2 штуки; переносные ворота; маты гимнастические; форма спортивная (майки, трусы, гетры и обувь); мячи футбольные - 15 штук; мячи волейбольные и баскетбольные; Дидактическое обеспечение образовательного процесса: Название материала «Спортивная тренировка с учётом физиологических основ» Форма материала Плакат-схема Презентация Тема и раздел программы Здоровый образ жизни Роль физических упражнений Демонстрационный плакат для формирования быстрого рывка и быстроты ответных действий Роль технической подготовки Просмотр документального фильма для успешной игры в футбол Роль специальных подготовительных упражнений Специальная физическая подготовка Техническая подготовка Специальные подготовительные упражнения Литература 1. Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение. 1998.144с., ил. 2. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ. М.,1998 3. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. - М.: АСАБЕМА, 2000. 4. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000. 5. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы, 1996. 6. Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1998. 7. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие для курсов повышения квалификации науч. - пед. кадров. - Самара: СамГПИ, 1995. 8. Сучилина А.А. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. М.:1995. 9. Сушков М.П. Ваш друг -«Кожаный мяч».М.,1995 10. Цирин Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол. М.,1998. Дополнительный раздел. Краткая презентация Дополнительной общеразвивающей программы «Футбол» на 2024-2025 учебный год Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол» МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13 (далее – Программа) разработана для воспитанников 3-7 лет. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Футбол» (далее Программа) - физкультурно-спортивная. Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом благодатная почва для развития двигательных качеств. Актуальность программы состоит в том, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных организациях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности обучающихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения вне учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Данная программа усиливает вариативную составляющую образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка. Программа призвана осуществлять исключительно важные функции: • создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»; • способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности. Ведущими ценностными приоритетами программы являются: • формирование здорового образа жизни; • развитие личности; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта • Цель программы - оздоровление, физическое и психическое развитие занимающихся на основе их творческой активности; формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Отличительная особенность Программы заключается в том, что основой подготовки занимающихся является не только технико-тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития дошкольников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта. Физические нагрузки распределяются с учётом возрастных особенностей детей. Возраст детей: Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Условия набора детей: Для обучения принимаются дети вне зависимости от их способности, уровня физического развития, не имеющие медицинского противопоказания. Сроки реализации программы: Изучение программного материала рассчитано на 1год. Форма и режим занятий: Занятия проводятся в спортивном зале. Продолжительность занятий - 3 раза в неделю. 12 занятий в месяц. Длительность занятия 15-30 минут. Принято с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) МБДОУ– детского сада комбинированного вида № 13 Протокол № 2 от 14.05.2024 г