Дополнительная общеразвивающая программа «Бэби-арт» МБДОУдетского сада комбинированного вида № 13 (далее – Программа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: ‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» ‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» ‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об ‒ утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; ‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); ‒ федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); ‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); ‒Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». ‒СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Данная программа строится на основе современных подходов к обучению дошкольников, направленных на художественноэстетическое развитие, восприятие явлений окружающей действительности, где человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами. Программа состоит из трёх разделов: целевого, содержательного и организационного. В целевом разделе содержатся информация о нормативно - правовых документах, о возрастных особенностях каждого возрастного периода, о подходах и принципах формирования программы. В состав содержательного раздела входит описание комплекснотематического планирования организованной изобразительной деятельности, а также формы взаимодействия педагогического коллектива с семьей В организационном разделе представлены структурные элементы программы, условия и средства реализации рабочей программы: материально – техническое обеспечение программы , методическое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания , особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Разработанное тематическое планирование занятий по изодеятельности для детей 2-3 лет, 3-4 лет, отвечает программным требованиям и возрастным возможностям детей. Программа разделена по возрастам и рассчитана на 2 года обучения в соответствии с возрастными группами детей: 1 младшая группа – дети 2-3 лет, занятия 2 раза в неделю по 10-15 минут с сентября по май. 2 младшая группа - дети 3-4 лет, занятия 2 раза в неделю по 15 минут с сентября по май. Учебный план № Название раздела п/п Кол-во занятий 2-3 и 3-4 года 1 сентябрь 8 2 октябрь 8 3 ноябрь 8 4 декабрь 8 5 январь 8 6 февраль 8 7 март 8 8 Апрель 8 9 май 8 итого 72 Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно – эстетическое развитие», составляющая часть которого изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, можно увидеть возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Цель и задачи Целью Программы является развитие художественно-творческих способностей детей 2-4 лет средствами нетрадиционного рисования. Задачи: Развивающие: • развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность; • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Воспитательные: • воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. • воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. Образовательные: • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов; • знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства; • учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства; • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности. Формировать умение оценивать созданные изображения. Принципы и подходы к организации образовательного процесса в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность». Дидактические принципы построения и реализации Программы. Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебновоспитательного пространства ДОУ: • принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций; • принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени; • принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; • принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; • принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; • принцип развивающего характера художественного образования; • принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; • принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом. • Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности: • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов; • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего); • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта; • принцип организации тематического пространства (информационного по ля) - основы для развития образных представлений; • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно: 1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей; 2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества; 3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения. Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к пре образованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом. Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического от ношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением. 1. Способность эмоционального переживания. Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность. 2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях. 3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество). В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичны ми) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности. Методы эстетического воспитания: • метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире; • метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».); • метод сенсорного насыщения (без сен сорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре); • метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; • метод разнообразной художественной практики; • метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками); • метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности; • метод эвристических и поисковых ситуаций. Интеграция разных видов изобрази тельного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. К наглядно-методическим изданиям относятся: • тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Ело вый лес» и пр.); • дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.); • незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.); • серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Писанки»). Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности: • • • • • • репродуктивная; коммуникативная; позновательно-исследовательская; игровая; трудовая; двигательная. Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений. В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения: • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; договариваться о совместной работе, ее содержании; • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, • дополнения; • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Структура занятий: - Мотивация детей С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии. - Пальчиковая гимнастика Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы(бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты. - Художественно-изобразительная деятельность Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоциональнообразное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажиАкварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное. - Презентация работ. Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда. Планируемые результаты освоения детьми ООП ДО Целевые ориентиры. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок знает разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство; - эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства; - создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений; - использует в рисовании разные материалы и способы создания изображения. Показатели освоения детьми рабочей программы: • Узнают много об окружающем мире. • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы. • Учатся рисовать различными материалами. • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни). • Развивать навыки по составлению сюжетов. • Развивается связная речь. • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией). Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала. Задачи художественно-творческого развития детей: 1. Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры. 2. Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров. 3. Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ». 4. Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П. 5. Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.). 6. Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художественный объект в гармоничном единстве всех составляющих компонентов). 7. Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве. 8. Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей: 9. отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами 10. сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»); 11. продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы; 12. продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы; 13. переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Содержание образования реализуется с учётом требований ФГОС, авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности. Календарный учебный график (2-3 года) месяц Название занятия сентябрь «Мой весёлый, звонкий мяч» «Разноцветные шарики» октябрь Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках). и Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы. «Яблоко с червячком» листочком «Ягодка за кустиках)» ягодкой (на Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок -ватными палочками. «Падают, падают листья» Рисование осенних листьев приёмом «примакивания» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым Создание коллективной композиции из грибов. Рисование грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка). «Грибы на пенёчке» «Выросла репка пребольшая» «Мышка-норушка» ноябрь Задачи занятия Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. «Разноцветные Винни-Пуха» «Дерево». «Зайчик» большая- Создание сказочной композиции, рисование репки и домика. шарики Рисование овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание сказочного образа. для учить рисовать красками воздушные шары круглой формы; развивать чувство цвета и глазомер, координацию в системе «глаз-рука». учить детей рисовать предмет, состоящий из прямых вертикальных и наклонных линий, располагать изображение в центре листа бумаги, рисовать крупно, во весь лист. Обратить внимание детей на то, что на дереве есть длинные и короткие ветви. Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Формировать творческие способности. Познакомить с материалами (бумагой, гуашь) и инструментами (кисть «щетина №6). Формировать знания о диких животных (заяц). Продолжать учить правильно держать кисть, набирать краску. Продолжать обучение нетрадиционной технике рисования - тычок «Ветка рябины» декабрь «Вьюга-завирюха» «Узор на шарфике» «Праздничная ёлочка» «Волшебные снежинки» «Осьминожек» Январь жёсткой полусухой кистью. Учить наносить тычки по форме круга (туловище и голова зайца) и в длину (ушки зайчика). Развивать цветовое восприятие, моторику пальцев рук. Развивать чувство композиции. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на творчество. Воспитывать аккуратность и старательность. Закреплять интерес к изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с элементами графического языка – пятном, а также – линией. Продолжать учить правильно держать кисть, набирать краску. Учить рисовать ветку рябины, располагая её на весь лист. Учить рисовать кончиком кисти гроздь рябины, а ягоды рябины учить рисовать пальчиком. Развивать чувство композиции, зрительную память, цветовое восприятие. Воспитывать любовь к творчеству. Воспитывать аккуратность и старательность. Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого опенка. Продолжать знакомить детей с особенностями изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с материалами (бумага, гуашь) и инструментами (печатки геометрических форм из пенопласта, кисть). Формировать знания об орнаменте, узоре. Продолжать знакомить с геометрическими формами (треугольник, квадрат, круг). Учить делать отпечатки, создавая узор на шарфике. Учить дорисовывать бахрому – кистью (волнистые линии). Развивать творческие способности, моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность и старательность. Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета. Продолжать знакомить детей с особенностями изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с элементами графического языка – линиями (длинными и короткими). Продолжать знакомить с материалами (восковые мелки, акварель, бумага) и инструментами (кисть №3). Продолжать учить правильно держать кисть. Учить рисовать снежинки (пересекающиеся длинные и короткие линии) восковыми мелками. Учить закрашивать фон. Развивать моторику пальцев рук. Воспитывать любовь к творчеству. Закреплять интерес к изобразительной деятельности. Объяснить детям, что отпечатки наших ладошек похожи на различные силуэты. Учить делать отпечаток ладошки (рыбка). Учить рисовать водоросли (вертикальные волнистые линии). Учить дорисовывать у осьминога глаза. Развивать творчество, воображение, мелкую моторику рук. Продолжать развивать самостоятельное творчество детей. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность и старательность. «Катится колобок по дорожке» Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки -на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. Февраль «Снеговик-великан» Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. «Снегирь» Продолжать формировать желание творить. Закреплять интерес к изобразительной деятельности. Закреплять знания о внешнем виде снегиря. Продолжать учить нетрадиционной технике рисования – тычок жёсткой полусухой кистью. Учить рисовать снегиря (тычком) на ветке. Учить соблюдать пропорции. Развивать чувство композиции и цветовое восприятие. Воспитывать любовь к птицам. Воспитывать интерес к творчеству, аккуратность и старательность. Продолжать формировать знания об орнаменте, узоре. Учить создавать свой узор на шапочке, способом примакивания кисти к поверхности рисунка. Развивать творчество, воображение, мелкую моторику рук. Продолжать развивать самостоятельное творчество детей. Закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность истарательность. Продолжать учить работать с изображением в технике – рисование пальчиком. Учить детей рисовать круг, дорисовывать колобку глазки, носик и рот; рисовать травку. Воспитывать в детях любовь к литературным героям Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Совершенствовать технику рисования тычком. Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками. Развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность и старательность. «Узор на шапочке» «Колобок в травке» «Еловая ветка с шишкой» Март «Цветок для мамочки» Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. «Подводный мир» Продолжать формировать знания о жанре живописи – пейзаже. Закреплять знания о морских животных и о растениях – водорослях. Учить рисовать рыбку в форме овала. Учить дорисовывать хвост, плавники, глаз. Учить рисовать грунт – круги и овалы, различные по размеру и цвету. Учить рисовать вертикальные волнистые линии – водоросли. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе. «Плюшевый мишка» Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить работать с изображением в технике – тычок жёсткой полусухой кистью. Учить заполнять контур игрушки – мишки различными цветами красок. Развивать цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, аккуратность и старательность. Апрель «Сосульки» Рисование сосулек красками.Освоение способа рисованиявертикальных линий разной длиныкисточкой. Развитие чувства формы,цвета, ритма. «Звёзды в космосе» Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с материалами (восковые мелки, акварель, бумага) и инструментами (кисть №3). Продолжать учить правильно держать кисть. Учить рисовать звёзды и месяц восковыми мелками. Продолжать учить закрашивать фон. Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на происходящие события в стране. «Берёзка» Продолжать знакомить с жанром живописи – пейзажем. Учить рисовать берёзку кончиком кисти, соблюдая пропорции. Учить прорисовывать листочки методом примакивания кисти. Учить рисовать на стволе чёрные короткие линии. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе, аккуратность и старательность Май «Почки и листочки» Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками. «Божья коровка» Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки), на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы. «Первые цветы» Продолжать формировать желание творить. Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Учить рисовать цветы методом примакивания кисти. Учить дорисовывать стебли и листья цветов, солнышко. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие и мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к творчеству. «Цыплята и одуванчики» Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности. Закреплять знания о домашних животных. Учить рисовать цыплят в технике тычок жёсткой полусухой кистью. Учить дорисовывать лапки, клюв, глаза, зёрнышки. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, чувство композиции. Воспитывать любовь к животным, аккуратность и старательность. «Бабочка» Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Продолжать учить осваивать материалы и инструменты. Закреплять знания о насекомых. Закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску. Учить рисовать бабочку, украшать крылья бабочки узором. Развивать навыки рисования, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе и творчеству. Месяц Сентябрь Октябрь Календарный учебный график (3-4 года) Название занятия Задачи занятия «Какие грибы растут на лесной Продолжать устанавливать интерес изобразительной деятельности. Продолжать поляне?» знакомство с основными и дополнительными цветами. Закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску. Учить рисовать грибы на лесной полянке. Учить соблюдать пропорции в рисунке. Развивать зрительную память, чувство композиции, цветовое восприятие. Воспитывать любовь к природе и творчеству. «Радуга-дуга» Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Формировать желание творить. Продолжать осваивать материалы акварель, бумага для акварели) и инструменты (кисть «белка» №3, губка). Формировать знания о спектре (радуга). Продолжать учить рисовать по-мокрому. Учить рисовать радугу, соблюдая очерёдность цветов. Развивать цветовое восприятие, моторику пальцев рук. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления природы. «Цветочная клумба» Рисование цветов разной формы, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка (красивое расположение, украшение декоративными элементами) «Весёлый поезд» Рассматривание вида из окна. Создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков. «Храбрый петушок» Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта «Листопад и звездопад» Создание красивых композиции на бумаге. Знакомство с явлением контраста «Яблочко спелое» «Кисть рябины красной» Ноябрь «Овощи и фрукты» Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами или фломастерами Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник. Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Продолжать осваивать материалы и инструменты. Закреплять знания о фруктах и овощах. Закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску, «Зайка серенький беленьким» «Бабушкин домик» «Сказочный дворец» Декабрь «Собака» «Еловая ветка с шишкой» «Наша ёлочка» «Забавные животные» споласкивать кисть. Учить рисовать овощи (огурец, помидор, морковь, лук, болгарский перец) и фрукты (яблоко, груша, слива, виноград). Развивать глазомер, моторику пальцев рук, цветовое восприятие. Воспитывать любовь к творчеству, старательность. стал Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю раскрашивание бумажного силуэта серого цвета белой гуашевой краской. Дать представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; учить передавать особенности строения избы, украшать узорами окна, двери. Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью. Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Закреплять знания о домашних животных (собака). Закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску. Учить наносить тычки по контуру и в контуре изображения. Развивать творческие способности, моторику пальцев рук, цветовое восприятие. Воспитывать любовь к животным и творчеству. Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности. Формировать желание творить. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Совершенствовать технику рисования тычком. Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками. Развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность и старательность. Рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приёмов работы в зависимости от общей формы художественного объекта. Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина; учить рисовать животных, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия и т.д.). Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать Январь Февраль «Зимние забавы» Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды. Развитие глазомера, чувство цвета, формы. «По мотивам дымковских Познакомить детей с народным промыслом – Дымковской игрушкой. Рассмотреть игрушек» орнамент дымковской игрушки, обратить внимание какие цвета использовались. Учить расписывать, заранее приготовленное изображение дымковского коня – дымковскими узорами. Развивать интерес к народной игрушке, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать желание творить, старательность и любовь к искусству. «Дворец для снегурочки» Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов, художников и композиторов о зиме. Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью. «Девочка-снегурочка» Учить детей рисовать Снегурочку в шубке, смешивая цвета для получения новых оттенков. Вспомнить с детьми содержание сказки о Снегурочке, попросить придумать новую сказку. Развивать самостоятельность, творческую активность. «Как розовые яблоки, на ветках Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. снегири!» Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски. «Мишка и мышка» Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мишка и мышка) с передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для рисования мышки «Храбрый мышонок» Передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя - храброго мышонка - и препятствий, которые он преодолевает. «Снеговик» Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, (комканье) бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком. Развивать чувство композиции. Март «Весёлые матрёшки» Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре. «Золотая рыбка» Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Объяснить детям, что отпечатки наших ладошек похожи на различные силуэты. Учить делать отпечаток ладошки (рыбка). Учить рисовать водоросли (вертикальные волнистые линии), грунт. Учить дорисовывать у рыбок глаза, губы. Развивать чувство композиции, творчество, фантазию и воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе. Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами). Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения. «Подарим маме цветы» «Корабли на море» Апрель «Кошка шариками» с Расширять представление детей о морском транспорте. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Развивать творческое воображение, эстетические чувства. воздушными Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа кошки, поранившей лапку). «Космические просторы» «Весна» Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – набрызг. Учить делать набрызги (космос) при помощи зубной щётки и стеки. Закреплять знания о космосе. Развивать цветовое восприятие, творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность и старательность. Продолжать знакомить с жанром живописи – пейзажем. Закреплять знания о признаках весны. Учить рисовать весенний пейзаж восковыми мелками. Закреплять знания графического языка – линия, штрих. Продолжать учить раскрашивать акварелью рисунок, соблюдая цветовую гамму по отношению к восковым мелкам. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе, аккуратность и старательность. Май «Кони на лугу» Учить составлять композицию с фигурами лошадей, варьируя их положение на листе. Учить рисовать коня, соблюдая основные пропорции; дополнять рисунок необходимыми элементами. «Радуга-дуга, не давай дождя!» Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых при родных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитание эстетического отношения к природе. Продолжать формировать у детей знания о жанре живописи – натюрморте. Учить планировать свою работу. Учить рисовать сирень в вазе, располагая её по центру листа. Учить соблюдать пропорции. Учить изображать сирень методом тычка жёсткой полусухой кистью. Развивать чувство композиции, художественный вкус и способности. Развивать мелкую моторику рук и цветовое восприятие. Воспитывать любовь к искусству, аккуратность и старательность. Учить детей рисовать праздничный салют, используя восковые мелки, акварель или гуашь; познакомить детей с достопримечательностями г. Москвы; прививать любовь к нашей Родине, её традициям. Закреплять интерес к изобразительной деятельности. Расширять кругозор детей через обращение к произведениям русских художников. Совершенствовать умение правильно держать кисть и набирать краску. Учить рисовать берёзку: ствол сверху вниз, веточки кончиком кисти. Продолжать учить приёму рисования – примакивание кисти (листья). Развивать цветовое восприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к родине и природе. «Сирень» «Праздничный салют» «Белая берёзка» Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьей Основные задачи и цели. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности решать разные типы социальнопедагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и педагогам необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников. Основные задачи взаимодействия руководителя с семьей: • Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; • Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; • Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. Совместная деятельность педагогов, родителей, детей Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего возраста, так как малыши в возрасте до 3 лет лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся родители. Формы работы с родителями. Коллективные: • родительские собрания с целью информирования по вопросам содержания, целей и задач, условий музыкально – эстетического воспитания ребенка в детском саду и семье; • занятия тренингового характера в форме заседаний детско – родительского семейного «Клуба ценителей искусства» с целью музыкально – педагогического просвещения родителей, освоения способов рефлексивного поведения в совместной музыкально – художественной деятельности, способами саморегуляции во время занятий с детьми, способами активизации и обогащения музыкальной деятельности ребенка в семье; • семинары – практикумы с целью овладения методикой организации музыкального воспитания в семье, навыками конструирования, планирования музыкальных занятий с детьми, обучения технологии изготовления музыкальных игрушек и пособий, организации развивающей музыкальной среды; • круглые столы с целью анализа, рефлексии, самооценки и обобщения опыта совместного музыкального воспитания родителей и детей; • анкетирование и тестирование родителей с целью получения сведений об уровне развития ребенка, условиях семейного воспитания, прояснения педагогической позиции родителей в вопросах музыкального воспитания детей, изучения ценностных ориентаций родителей, установок на характер взаимодействия с детским садом; • мастер – классы с целью совершенствования методики музыкального воспитания детей в условиях интеграции содержания музыкальной, художественной, театрально – игровой, литературно – речевой деятельности; • семейные педагогические проекты «Музыкальная гостиная», «Два рояля», «Ярмарка педагогических идей» с целью обмена опытом семейного воспитания в вопросах проведения семейных праздников и досугов. Индивидуальные: • консультации с целью информирования родителей по вопросам индивидуального музыкального развития ребенка; • анализ педагогических ситуаций с целью профилактики конфликтных ситуаций в вопросах организации взаимодействия педагогов и родителей, повышения педагогической культуры родителей, их самооценки в вопросах воспитания детей. Наглядно – информационные: • организация центра изобразительной деятельности в группах с целью информирования родителей о содержании художественно-эстетического воспитания в детском саду; • организация уголка краткой информации в виде стенда с целью обогащения знаний родителей о методике художественно – эстетического воспитания детей в семье; • организация сайта для родителей с целью повышения психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Материально – техническое обеспечение Программы Материально-техническое обеспечение программы соответствует: 1) требованиям, определяемым в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами; 2) требованиям, определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности; 3) требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; 4) оснащенности помещения развивающей предметно-пространственной средой; 5) требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебнометодический комплект, оборудование, оснащение (предметы). В группах имеются: • столы для рисования; • стулья; • мольберт; • доска для демонстрации изделий декоративного творчества; • полки для хранения инвентаря, плакатов, иллюстраций, красок; • альбомы, цветная бумага, цветной картон, ватман и пр.; • краски акварельные, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, ножницы. Методическое обеспечение программы 1. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет Цветные ладошки», М.- Карапуз – Дидактика, 2007г. 2. Лыкова И.А.«Изобразительная деятельность в детском саду». Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа, М.: Карапуз – Дидактика, 2007 г. 3. Лыкова И.А.«Изобразительная деятельность в детском саду». Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа, М.: Карапуз – Дидактика, 2007 г. 4. Лыкова И.А.«Изобразительная деятельность в детском саду» Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа, М.: Карапуз – Дидактика, 2009 г. 5. Лыкова И.А.«Изобразительная деятельность в детском саду» Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа, - М.: Карапуз – Дидактика, 2011 г. 6. Лыкова И.А.«Дидактические игры и занятия» . - М.: Карапуз – Дидактика, 2009 г. 7. Лыкова И.А.«Изобразительное творчество в детском саду». Занятия в изостудии. - М.: Карапуз – Дидактика, 2008 г. 8. Лыкова И.А.«Лепим, фантазируем, играем»,Творческий центр. Москва 2000г. 9. Лыкова И.А."Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала", -М.: Изд.дом "Карапуз", 2010г. Лыкова И.А."Лепим с мамой. Мы лепили, мы играли". Учебно-методическое пособие. - М.: Карапуз – Дидактика,2005 г. 10. Лыкова И.А."Лепка + аппликация. Лужок" - М.: Изд.дом "Карапуз",2003г. 11. Лыкова И.А. "Лепка + аппликация. Море" - М.: Изд.дом "Карапуз",2003г. 12. Лыкова И.А."Лепка + аппликация. Небо" - М.: Изд.дом "Карапуз",2003г. 13. Лыкова И.А. "Лепка из пластилина. Кто гуляет во дворе". Технологические карты. Наглядно-методическое пособие. - М.: ТЦ "Сфера", 2007 г. 14. Лыкова И.А. "Лепка из пластилина. Наши игрушки". Технологические карты. Наглядно-методическое пособие. - М.: ТЦ "Сфера", 2007 г. 15. Лыкова И.А. "Аппликация из листьев. Осенние картины". Технологические карты. Наглядно-методическое пособие. - М.: ТЦ "Сфера", 2007 г. 16. Лыкова И.А. "Лепка из пластилина. Сказка". Технологические карты. Наглядно-методическое пособие. - М.: ТЦ "Сфера", 2007 г. 17. Лыкова И.А. "Лепка из пластилина. Цирк". Технологические карты. Наглядно-методическое пособие. - М.: ТЦ "Сфера", 2007 г. 18. Лыкова И.А. "Аппликация из бумаги. Цветы". Технологические карты. Наглядно-методическое пособие. - М.: ТЦ "Сфера", 2007 г. 19. Лыкова И.А. "Лепка из пластилина. Цветы на лугу". Технологические карты. Наглядно-методическое пособие. - М.: ТЦ "Сфера", 2007 г. 20. Лыкова И.А. "Аппликация из бумаги. Насекомые". Технологические карты. Наглядно-методическое пособие. - М.: ТЦ "Сфера", 2007 г. 21. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. "Играют девочки. Гендерный подход в образовании". Учебно - методическое пособие. -М.: Издательский дом "Цветной мир", 2013г. 22. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. "Играют мальчики. Гендерный подход в образовании". Учебно - методическое пособие. -М.: Издательский дом "Цветной мир", 2013г. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Программно-методический комплекс соответствует целям ФГОС ДО, а именно создает условия для: • сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; • личностного развития, развития инициативы, творческих способностей детей; • позитивной социализации и индивидуализации; • сотрудничества детей с взрослыми и сверстниками; • выбора видов деятельности, соответствующих возрасту. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Место для творческих занятий по изодеятельности должно быть отведено так, чтобы было хорошее освещение и соответствовало требованиям СанПин. Основное требование к такому уголку творчества - функциональность. Самое главное правило гласит: все инструменты и рабочие материалы должны находиться на виду и в строго выделенном месте. На нижней полочке должны находится стаканчики для воды, с карандашами и фломастерами, с кисточками, краски и гуашь, листы бумаги для рисования. На второй полке ножницы, клей, салфетки для лепки, досочки для пластилина, а также стеки. На верхней полке может лежать природный материал и образцы для лепки. На столе должна стоять коробка с различными шаблонами и трафаретами, коробка с разными типами и видами бумаги, а также альбомы образцов для рисования и лепки, раскраски. Материалы нужно располагать вертикально, а не стопкой, так вы будете сразу видеть какую вещь вам необходимо достать. Для хранения инструментов и материалов можно использовать пищевые контейнеры. Контейнеры небольшого размера можно расположить на полке, на уровне глаз, это позволит вам держать нужные вещи в поле зрения. Если вы используете фартук и защитную одежду, выделите для нее небольшой ящик, в которой вы будете хранить ее в чистом виде. В группе необходимо создать пространство для творческой деятельности детей (столы, стулья, магнитные доски, фланелеграф). При организации центра необходимо учесть интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия). Для активизации интереса к деятельности материалы необходимо расположить на уровне глаз детей, эстетически привлекательны. Можно использовать традиционные красящие материалы: гуашь, восковые мелки, карандаши, фломастеры, ориентированные на недостаточное развитие технических умений и позволяющие создавать интересные работы. Их способ расположения и систематизации (в коробках, на полках) облегчает детям начало деятельности. Центр изобразительного творчества необходимо оснастить предметами народного искусства (по 3-4 предмета разных народных промыслов - Дымково, Хохлома, Городец: барышни, тройки, кони). Можно использовать репродукции живописных произведений с точной передачей колорита подлинника, по сюжету соответствующих опыту детей (натюрморты с изображением цветов, фруктов, знакомых предметов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детское художественное творчество. Лучше если в группе предусмотреть наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству, музей народных игрушек. Дети данного возраста нуждаются в позитивной оценке результатов деятельности (которая носит в большей степени мотивирующий характер). Поэтому в группе необходимо оборудовать место для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями. Дети должны иметь доступ к выставке, работы должны располагаться на уровне их глаз, чтоб могли взять работу на руки, полюбоваться, показать сверстникам. Для дальнейшего хранения работ воспитатель должен подготовить специальное место, чтоб ребенок знал, что его работа бережно хранится и в любой момент родители вместе с ребенком могли оценить его творчество (может быть это будет портфолио или другая папка с результатами детского творчества). Таким образом, созданная развивающая предметно- пространственная среда дает возможность детям проявлять инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Работа в области художественного эстетического воспитания может быть очень плодотворна, создавая с детьми первые шедевры, мы закладываем в них возможность стать великим. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Доронова Т.Н. Изобразительное и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, Росмэн, 2008 г. – 189 с. 2. Комарова Т.С.. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Для занятий с детьми 6-7лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2017. 112 с. 3. Лыкова И.А. «Аппликация из бумаги. Насекомые». Технологические карты. Наглядно-методическое пособие. М.: КарапузДидактика, 2007. — 20 с. 4. Лыкова И.А. «Аппликация из бумаги. Цветы». Технологические карты. Наглядно-методическое пособие. М.: Карапуз-Дидактика, 2007. - 20 с. 5. Лыкова И.А. «Аппликация из листьев. Осенние картины». Технологические карты. Наглядно-методическое пособие. М.: Карапуз, 2007. — 20 с. 6. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», Творческий центр. — М.: ТЦ Сфера, 2000. — 112 с. 7. Лыкова И.А. «Лепка + аппликация. Лужок» М.: Карапуз, 2003. – 8 с. 8. Лыкова И.А. «Лепка + аппликация. Море» М.: Карапуз, 2003. – 10 с. 9. Лыкова И.А. «Лепка + аппликация. Небо» М.: Карапуз, 2003. – 16 с. 10. Лыкова И.А. «Лепка из пластилина. Наши игрушки». М.: Карапуз-Дидактика, 2008. — 16 с. 11. Лыкова И.А. «Лепка из пластилина. Сказка». М.: Карапуз, 2007. 16 с. 12. Лыкова И.А. «Лепка из пластилина. Цветы на лугу». М.: Карапуз, 2007. - 16 с. 13. Лыкова И.А. «Лепка из пластилина. Цирк». М.: Карапуз, 2007. 16 с. 14. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет Цветные ладошки», М.- Карапуз – Дидактика, 2007г. — 144 с. 15. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала», М.: Карапуз, 2010. - 160 с. 16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. — М.: Карапуз-Дидактика, 2008. — 208 с. 17. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. М.: Карапуз, 2008. — 192 с. 18. Лыкова И.А. Лепка из пластилина. Кто гуляет во дворе? Шаг за шагом. Возраст 5-8 лет. М.: Карапуз-Дидактика, 2007. — 16 с. 19. Лыкова. И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, методические рекомендации. Средняя группа. М.: Карапуз – дидактика, 2008. 176 с. 20. Лыкова. И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Методическое пособие для специалистов дошкольных учреждений. — М.: Карапуз-Дидактика, 2009. — 207 с. 21. «Цветные ладошки". Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2-7 лет. ФГОС ДО"\ Лыкова И.А. – М.: Цветной мир, 2018 г. – 144с. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам. Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка). • Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета • Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам • Правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками • Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+акварель. Формы проведения итогов реализации образовательной программы 3-4 лет • К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное. Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием. Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью № Имя ребенка форма Изображение предметов пропорции Компо зиция аккуратность Передача движения цвет Общее число баллов 1 2 3 Итого баллов по критериям Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью (рисование) критерий Передача формы: 3 балла форма передана точно Изображение предмета: части Умение правильно передавать расположены расположение частей при изображении верно сложных предметов Передача пропорций предмета в пропорции изображении: предмета Соблюдение соотношений предметов по соблюдены величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Композиция: по всей на полосе листа Создание сюжетных композиций, плоскости повторяя изображение одних и тех же листа предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа. Аккуратность: Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом. Передача движений: Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков. 2 балла 1 балл есть искажения незначительные значительные, искажения форма не удалась есть части незначительное предмета искажение расположены не верно есть пропорции незначительные предмета искажения переданы неверно все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок движение передано достаточно точно не продумано, носит случайный характер есть предметы незначительные закрашены не помарки верно, рисунок не выглядит опрятным движение изображение передано статичное неопределенно, неумело Цвет Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства; основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светлозеленый (представление о получении оттеночных цветов) Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета. передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи) есть цвет отступление от предметов реальной образцов окраски народного искусства передан неверно и Дополнительный раздел. Краткая презентация Дополнительной общеразвивающей программы «Бэби-арт» на 2024-2025 учебный год Дополнительная общеразвивающая программа «Бэби-арт» МБДОУдетского сада комбинированного вида № 13 разработана для воспитанников 1 младшей и 2 младшей группы для детей 2-4 лет. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно – эстетическое развитие», составляющая часть которого изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, можно увидеть возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Цель и задачи Целью Программы является развитие художественно-творческих способностей детей 2-4 лет средствами нетрадиционного рисования. Задачи: Развивающие: • развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность; • развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Воспитательные: • воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. • воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. Образовательные: • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов; • знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства; • учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства; • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности. Формировать умение оценивать созданные изображения. Принято с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) МБДОУ– детского сада комбинированного вида № 13 Протокол № 2 от 14.05.2024 г