месяц Название занятия сентябрь «Мой весёлый, звонкий мяч» «Разноцветные шарики» октябрь Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках). и Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы. «Яблоко с червячком» листочком «Ягодка за кустиках)» ягодкой (на Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок -ватными палочками. «Падают, падают листья» Рисование осенних листьев приёмом «примакивания» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым Создание коллективной композиции из грибов. Рисование грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка). «Грибы на пенёчке» «Выросла репка пребольшая» «Мышка-норушка» ноябрь Календарный учебный график (2-3 года) Задачи занятия Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. «Разноцветные Винни-Пуха» «Дерево». «Зайчик» большая- Создание сказочной композиции, рисование репки и домика. шарики Рисование овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание сказочного образа. для учить рисовать красками воздушные шары круглой формы; развивать чувство цвета и глазомер, координацию в системе «глаз-рука». учить детей рисовать предмет, состоящий из прямых вертикальных и наклонных линий, располагать изображение в центре листа бумаги, рисовать крупно, во весь лист. Обратить внимание детей на то, что на дереве есть длинные и короткие ветви. Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Формировать творческие способности. Познакомить с материалами (бумагой, гуашь) и инструментами (кисть «щетина №6). Формировать знания о диких животных (заяц). Продолжать учить правильно держать кисть, набирать краску. Продолжать обучение нетрадиционной технике рисования - тычок жёсткой полусухой кистью. Учить наносить тычки по форме круга (туловище и голова зайца) и в длину (ушки зайчика). Развивать цветовое восприятие, моторику пальцев рук. Развивать чувство «Ветка рябины» декабрь «Вьюга-завирюха» «Узор на шарфике» «Праздничная ёлочка» «Волшебные снежинки» «Осьминожек» Январь композиции. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на творчество. Воспитывать аккуратность и старательность. Закреплять интерес к изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с элементами графического языка – пятном, а также – линией. Продолжать учить правильно держать кисть, набирать краску. Учить рисовать ветку рябины, располагая её на весь лист. Учить рисовать кончиком кисти гроздь рябины, а ягоды рябины учить рисовать пальчиком. Развивать чувство композиции, зрительную память, цветовое восприятие. Воспитывать любовь к творчеству. Воспитывать аккуратность и старательность. Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого опенка. Продолжать знакомить детей с особенностями изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с материалами (бумага, гуашь) и инструментами (печатки геометрических форм из пенопласта, кисть). Формировать знания об орнаменте, узоре. Продолжать знакомить с геометрическими формами (треугольник, квадрат, круг). Учить делать отпечатки, создавая узор на шарфике. Учить дорисовывать бахрому – кистью (волнистые линии). Развивать творческие способности, моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность и старательность. Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета. Продолжать знакомить детей с особенностями изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с элементами графического языка – линиями (длинными и короткими). Продолжать знакомить с материалами (восковые мелки, акварель, бумага) и инструментами (кисть №3). Продолжать учить правильно держать кисть. Учить рисовать снежинки (пересекающиеся длинные и короткие линии) восковыми мелками. Учить закрашивать фон. Развивать моторику пальцев рук. Воспитывать любовь к творчеству. Закреплять интерес к изобразительной деятельности. Объяснить детям, что отпечатки наших ладошек похожи на различные силуэты. Учить делать отпечаток ладошки (рыбка). Учить рисовать водоросли (вертикальные волнистые линии). Учить дорисовывать у осьминога глаза. Развивать творчество, воображение, мелкую моторику рук. Продолжать развивать самостоятельное творчество детей. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность и старательность. «Катится колобок по дорожке» Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки -на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. Февраль «Снеговик-великан» Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. «Снегирь» Продолжать формировать желание творить. Закреплять интерес к изобразительной деятельности. Закреплять знания о внешнем виде снегиря. Продолжать учить нетрадиционной технике рисования – тычок жёсткой полусухой кистью. Учить рисовать снегиря (тычком) на ветке. Учить соблюдать пропорции. Развивать чувство композиции и цветовое восприятие. Воспитывать любовь к птицам. Воспитывать интерес к творчеству, аккуратность и старательность. Продолжать формировать знания об орнаменте, узоре. Учить создавать свой узор на шапочке, способом примакивания кисти к поверхности рисунка. Развивать творчество, воображение, мелкую моторику рук. Продолжать развивать самостоятельное творчество детей. Закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность истарательность. Продолжать учить работать с изображением в технике – рисование пальчиком. Учить детей рисовать круг, дорисовывать колобку глазки, носик и рот; рисовать травку. Воспитывать в детях любовь к литературным героям Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Совершенствовать технику рисования тычком. Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками. Развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность и старательность. «Узор на шапочке» «Колобок в травке» «Еловая ветка с шишкой» Март «Цветок для мамочки» Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. «Подводный мир» Продолжать формировать знания о жанре живописи – пейзаже. Закреплять знания о морских животных и о растениях – водорослях. Учить рисовать рыбку в форме овала. Учить дорисовывать хвост, плавники, глаз. Учить рисовать грунт – круги и овалы, различные по размеру и цвету. Учить рисовать вертикальные волнистые линии – водоросли. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе. «Плюшевый мишка» Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить работать с изображением в технике – тычок жёсткой полусухой кистью. Учить заполнять контур игрушки – мишки различными цветами красок. Развивать цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, аккуратность и старательность. Апрель Май «Сосульки» Рисование сосулек красками.Освоение способа рисованиявертикальных линий разной длиныкисточкой. Развитие чувства формы,цвета, ритма. «Звёзды в космосе» Продолжать устанавливать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с материалами (восковые мелки, акварель, бумага) и инструментами (кисть №3). Продолжать учить правильно держать кисть. Учить рисовать звёзды и месяц восковыми мелками. Продолжать учить закрашивать фон. Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на происходящие события в стране. «Берёзка» Продолжать знакомить с жанром живописи – пейзажем. Учить рисовать берёзку кончиком кисти, соблюдая пропорции. Учить прорисовывать листочки методом примакивания кисти. Учить рисовать на стволе чёрные короткие линии. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе, аккуратность и старательность «Почки и листочки» Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками. «Божья коровка» Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки), на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы. Продолжать формировать желание творить. Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Учить рисовать цветы методом примакивания кисти. Учить «Первые цветы» «Цыплята и одуванчики» «Бабочка» Месяц Сентябрь дорисовывать стебли и листья цветов, солнышко. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие и мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к творчеству. Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности. Закреплять знания о домашних животных. Учить рисовать цыплят в технике тычок жёсткой полусухой кистью. Учить дорисовывать лапки, клюв, глаза, зёрнышки. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, чувство композиции. Воспитывать любовь к животным, аккуратность и старательность. Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Продолжать учить осваивать материалы и инструменты. Закреплять знания о насекомых. Закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску. Учить рисовать бабочку, украшать крылья бабочки узором. Развивать навыки рисования, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе и творчеству. Календарный учебный график (3-4 года) Название занятия Задачи занятия «Какие грибы растут на лесной Продолжать устанавливать интерес изобразительной деятельности. Продолжать поляне?» знакомство с основными и дополнительными цветами. Закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску. Учить рисовать грибы на лесной полянке. Учить соблюдать пропорции в рисунке. Развивать зрительную память, чувство композиции, цветовое восприятие. Воспитывать любовь к природе и творчеству. «Радуга-дуга» Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Формировать желание творить. Продолжать осваивать материалы акварель, бумага для акварели) и инструменты (кисть «белка» №3, губка). Формировать знания о спектре (радуга). Продолжать учить рисовать по-мокрому. Учить рисовать радугу, соблюдая очерёдность цветов. Развивать цветовое восприятие, моторику пальцев рук. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления природы. «Цветочная клумба» «Весёлый поезд» Октябрь «Храбрый петушок» «Листопад и звездопад» Рисование цветов разной формы, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка (красивое расположение, украшение декоративными элементами) Рассматривание вида из окна. Создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков. Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта Создание красивых композиции на бумаге. Знакомство с явлением контраста «Яблочко спелое» Ноябрь Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами или фломастерами «Кисть рябины красной» Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник. «Овощи и фрукты» Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Продолжать осваивать материалы и инструменты. Закреплять знания о фруктах и овощах. Закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску, споласкивать кисть. Учить рисовать овощи (огурец, помидор, морковь, лук, болгарский перец) и фрукты (яблоко, груша, слива, виноград). Развивать глазомер, моторику пальцев рук, цветовое восприятие. Воспитывать любовь к творчеству, старательность. «Зайка серенький стал беленьким» Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю раскрашивание бумажного силуэта серого цвета белой гуашевой краской. «Бабушкин домик» «Сказочный дворец» Декабрь «Собака» Дать представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; учить передавать особенности строения избы, украшать узорами окна, двери. Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью. Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Закреплять знания о домашних животных (собака). Закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску. Учить наносить тычки по контуру и в контуре изображения. Развивать творческие способности, моторику пальцев рук, цветовое восприятие. Воспитывать любовь к животным и творчеству. «Еловая ветка с шишкой» «Наша ёлочка» «Забавные животные» Январь Февраль «Зимние забавы» Продолжать закреплять интерес к изобразительной деятельности. Формировать желание творить. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Совершенствовать технику рисования тычком. Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками. Развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность и старательность. Рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приёмов работы в зависимости от общей формы художественного объекта. Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина; учить рисовать животных, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия и т.д.). Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды. Развитие глазомера, чувство цвета, формы. «По мотивам дымковских Познакомить детей с народным промыслом – Дымковской игрушкой. Рассмотреть игрушек» орнамент дымковской игрушки, обратить внимание какие цвета использовались. Учить расписывать, заранее приготовленное изображение дымковского коня – дымковскими узорами. Развивать интерес к народной игрушке, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать желание творить, старательность и любовь к искусству. «Дворец для снегурочки» Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов, художников и композиторов о зиме. Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью. «Девочка-снегурочка» Учить детей рисовать Снегурочку в шубке, смешивая цвета для получения новых оттенков. Вспомнить с детьми содержание сказки о Снегурочке, попросить придумать новую сказку. Развивать самостоятельность, творческую активность. «Как розовые яблоки, на ветках Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. снегири!» Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски. «Мишка и мышка» «Храбрый мышонок» «Снеговик» Март «Весёлые матрёшки» «Золотая рыбка» «Подарим маме цветы» «Корабли на море» Апрель Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мишка и мышка) с передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для рисования мышки Передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя - храброго мышонка - и препятствий, которые он преодолевает. Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, (комканье) бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком. Развивать чувство композиции. Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре. Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Объяснить детям, что отпечатки наших ладошек похожи на различные силуэты. Учить делать отпечаток ладошки (рыбка). Учить рисовать водоросли (вертикальные волнистые линии), грунт. Учить дорисовывать у рыбок глаза, губы. Развивать чувство композиции, творчество, фантазию и воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе. Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами). Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения. Расширять представление детей о морском транспорте. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Развивать творческое воображение, эстетические чувства. «Кошка с воздушными шариками» Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа кошки, поранившей лапку). «Космические просторы» Продолжать знакомить с особенностями изобразительной деятельности. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – набрызг. Учить делать набрызги (космос) при помощи зубной щётки и стеки. Закреплять знания о космосе. «Весна» «Кони на лугу» Май «Радуга-дуга, не давай дождя!» «Сирень» «Праздничный салют» «Белая берёзка» Развивать цветовое восприятие, творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность и старательность. Продолжать знакомить с жанром живописи – пейзажем. Закреплять знания о признаках весны. Учить рисовать весенний пейзаж восковыми мелками. Закреплять знания графического языка – линия, штрих. Продолжать учить раскрашивать акварелью рисунок, соблюдая цветовую гамму по отношению к восковым мелкам. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе, аккуратность и старательность. Учить составлять композицию с фигурами лошадей, варьируя их положение на листе. Учить рисовать коня, соблюдая основные пропорции; дополнять рисунок необходимыми элементами. Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых при родных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитание эстетического отношения к природе. Продолжать формировать у детей знания о жанре живописи – натюрморте. Учить планировать свою работу. Учить рисовать сирень в вазе, располагая её по центру листа. Учить соблюдать пропорции. Учить изображать сирень методом тычка жёсткой полусухой кистью. Развивать чувство композиции, художественный вкус и способности. Развивать мелкую моторику рук и цветовое восприятие. Воспитывать любовь к искусству, аккуратность и старательность. Учить детей рисовать праздничный салют, используя восковые мелки, акварель или гуашь; познакомить детей с достопримечательностями г. Москвы; прививать любовь к нашей Родине, её традициям. Закреплять интерес к изобразительной деятельности. Расширять кругозор детей через обращение к произведениям русских художников. Совершенствовать умение правильно держать кисть и набирать краску. Учить рисовать берёзку: ствол сверху вниз, веточки кончиком кисти. Продолжать учить приёму рисования – примакивание кисти (листья). Развивать цветовое восприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к родине и природе.