Дополнительная общеразвивающая программа «Бэби-дэнс» МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13 (далее – Программа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: ‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» ‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» ‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об ‒ утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; ‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); ‒ федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); ‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); ‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». ‒ СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Ритмика – это ритмические движения под музыку, и именно она является начальным этапом освоения искусства танца. Танец – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия его потенциальных возможностей и самореализации. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым. Занятия ритмикой и танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют такие физические недостатки как сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д. Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству, улучшает состояние здоровья. При составлении программы использовались следующие программы и технологии: • Программа «Азбука танца» Ольги Киенко; • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой; • Программа «Ритмическая мозаика», А.И. Буренина; • «Танцевальная ритмика для детей» Т.И.Суворова; • «Учите детей танцевать», Пуртова Т. В. Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 2-х до 4-х лет. В качестве основной формы реализации программы выступает организация танцевального кружка. Занятия проводятся в музыкальном зале. Цель программы: - обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей посредством ритмики и танца. Задачи программы: Развитие музыкальности: развитие способности чувствовать настроение и характер музыки; развитие чувства ритма; развитие музыкальной памяти. Развитие двигательных качеств и умений: развитие точности, координации движений; развитие гибкости и пластичности; формирование правильной осанки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в движениях её образное содержание; развитие творческого воображения и фантазии; развитие способности к импровизации; Развитие и тренировка психических процессов: развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; развитие восприятия, внимания, памяти; Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: Воспитание таких качеств, как внимание, целеустремлённость, собранность, работоспособность, коллективизм; воспитание умения сопереживать другому; воспитание умения вести себя в группе во время движения; воспитание чувства такта. Укрепление здоровья детей: Укрепления иммунитета за счет физических упражнений и двигательной активности В работе с воспитанниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующий год обучения пройденный материал подается на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей. В подходе к каждой конкретной группе детей проявляется определенная гибкость, учитывается при этом состав группы, физические данные и возможности детей. Методика и содержание программы. Методы обучения, используемые в программе. Логоритмика. Движения выполняются под стихи. Логоритмика используется в подготовительной части занятия, в партерной гимнастике, в разучивании танцевальных элементов, в образных танцах и в играх Музыкальная разминка. Движения выполняются под музыку. Используются различные виды ходьбы, бега и прыжки. Как правило разминка выполняется по кругу с продвижением вперед. В этой части упражнения даются с применением образов – например, «идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики». Ритмическая гимнастика. Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с различными предметами и без них. Партерная гимнастика. Это упражнения на растяжку, развитие гибкости и силы, которые выполняются на полу. Они необходимы для того, чтобы ребенок мог владеть своим телом, а его движения были более точные и пластичные. Многие упражнения имеют свои названия и выполняются с использованием логоритмики. Танцевальные движения. Данный раздел направлен на формирование танцевальных движений у детей, что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений. В этот раздел входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки, построения и перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев. Сюжетно-образные танцы. Сюжетно-образные танцы являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с текстом песни и особенностями музыки - характеру, ритму и темпу. Сюжетно-образные танцы направлены на развитие выразительности движений, чувства ритма, артистичности, развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом песен. Использование сюжетно-образных танцев в работе с детьми способствует развитию умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание. Развивается музыкальная память, внимание, координация движений, пластичность, ориентация в пространстве. В этом разделе используются как правило изученные танцевальные движения. Музыкальные игры. Все дети любят играть, поэтому в программе используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве. Примерный план организации занятия. Вводная часть: • построение и приветствие детей • проверка правильности осанки, живот подтянут, плечи развернуты, голова прямо Подготовительная часть занятия: • разминка в движении: ходьба, бег, прыжки • танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика). Основная часть занятия: • партерная гимнастика • разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных. • разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных. Заключительная часть: • музыкальная игра • построение, поклон Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен. Материально-техническое обеспечение. Предметы, используемые для реализации программы. На занятиях по ритмике и танцу используются различные предметы: платочки, бубны, ленточки на кольцах, ленточки на палочках, обручи, плоские кольца, флажки, султанчики, погремушки, цветы, воздушные шарики, мячи, колокольчики, шляпки. Для открытых уроков и отчетных концертов используются также костюмы и дополнительные атрибуты, для яркости представления приобретенных навыков по программе «Ритмопластика» Технические средства Музыкальный центр, аудио материал, ноутбук Мониторинг танцевально-ритмической деятельности. Для эффективного развития ребенка в танцевально-ритмической деятельности необходимо отслеживать влияние занятий в кружке «Ритмичный островок» на ребенка. Результаты исследования позволяют педагогу грамотно развивать ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, видеть результат своей деятельности и вносить коррективы в перспективное планирование. Это исследование проводится в три этапа: - в начале учебного года с использованием таких методов как беседа, анкетирование родителей, диагностические игровые упражнения; - в конце первого полугодия в виде открытого урока; - в конце учебного года проводится отчетный концерт. Ожидаемые результаты: - овладение техникой основных двигательных и танцевальных движений; - овладение выразительностью и красотой движения; - овладение чувством ритма; - возросший интерес к занятиям танцевально-ритмической деятельностью; - укрепление иммунной системы организма; - укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, двигательного аппарата; - развитие правильной осанки; Учебный план. Программа разделена по возрастам и рассчитана на два года обучения всоответствии с возрастными группами детей: 1 Младшая группа – дети 2-3 лет, занятия 2 раза в неделю по 10-15 мин 2 Младшая группа – дети 3-4 лет, занятия 2 раза в неделю по 15 мин. 1 Младшая группа. Дети 2-3 лет. Первый год обучения. Возрастные особенности. Детям 2-3 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. Дети этого возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе, не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений. Движения этих детей не достаточно согласованы, им трудно выполнять танцевальные композиции, но они могут стараться выполнять движения по показу. В этом возрасте нужно больше давать ритмических упражнений и игр и использовать различные образы в показе упражнений. Содержание программы. Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика. • Мы идем в зоопарк • Мы гуляем в лесу • Морское путешествие • Упражнения с погремушками, лентами на кольцах, флажками, султанчиками Партерная гимнастика. • упражнения для развития гибкости: «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик»; • упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с использованием стихов (логоритмики) • упражнения для стоп – вытягивание носочков, кручение; Танцевальные движения. • ходьба: простой шаг в разном темпе и характере; • шаги на полупальцах и пятках; • различные хлопки • хороводы • танцевальные движения с атрибутами (бубны, погремушки, флажки, платочки) Сюжетно-образные танцы Ритмические и образные танцы по показу: «Паучок», «Дождик», «Танец утят», «Арам-замзам», «Буги-вуги», «Тучка» Музыкальные игры Игры по ориентации в пространстве: построение в круг, построение в линию, построение в две линии, «Море волнуется», «Кошки-мышки», «Зайцы-волки», «Зоопарк», «Птицы», «Машинки», «Самолеты», «Вперед 4 шага» Итоговое занятие. Показ пройденного материала на открытом занятии в конце первого и второго полугодия. 2 младшая группа. Дети 3-4 лет. Второй год обучения. Возрастные особенности. К 4 годам движения детей становятся более координированными. Восприятие становится более точным и образным. Дети уже могут запомнить небольшую сюжетно-образную танцевальную композицию. Они более активны в играх и быстрее схватывают новый материал. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика. • Изображение различных животных в движении • упражнения для плеч, головы корпуса; • бег и прыжки в сочетании по принципу контраста; • упражнения с различными предметами Партерная гимнастика. • упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с использованием стихов (логоритмики) • упражнения для развития гибкости: «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик», «березка», «улитка»; Танцевальные движения. • повторение пройденных движений • топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой; • танцевальные движения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты на кольцах, плоские кольца, флажки, платочки) • построение в две и в три линии и обратно в одну колонну; • движение в парах по кругу • равномерный бег с захлёстом голени быстро и с замедлением; • легкие, равномерные, высокие прыжки; • перескоки с ноги на ногу; • простой танцевальный шаг, приставной шаг; • работа над движением рук – пластика кистей, «волна» руками • танец польки по линии, по-одному и в парах; • танцевальные движения в парах с использованием пройденных ранее Сюжетно-образные танцы • Повторение пройденных танцев • Изучение танцев «Тетя-весельчак», «Ладошки покажи», «Солнышко лучистое», «Птицы мои птицы», «Кузнечик», «Рыбачок», «Ромашки». Музыкальные игры • Ранее изученные игры по желанию, • Игры «ручеек», «горелки», «лавата», «перевернись ты» Итоговое занятие. Открытый урок в конце первого полугодия; Отчетный концерт в конце года. Диагностика Сентябрь – Октябрь - Ноябрь Танцевальнаяразминка Партерная гимнастика Танцевальныедвижения Календарный учебный график 1 Младшая группа 2 Младшая группа Беседа, анкетированиеродителей, Беседа, анкетирование родителей, диагностические диагностическиеигровые упражнения игровые и ритмические упражнения Мы идем в зоопаркУпражнения с погремушками, флажками Вытягивание носочков, кручение;упражнения для развития гибкости: «сундучок», «книжка», «бабочка» Ходьба: простой шаг в разном темпеи характере; шаги на полупальцах ипятках; различные хлопкихороводы Изображение различныхживотных в движении, упражнения для плеч, головыкорпуса; бег и прыжки в сочетании по принципу контраста; упражнения с различнымипредметами Упражнения для развитиягибкости: «книжка», «бабочка», упражнения длястоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с логоритмики; вытягивание носочков, кручение Повторение пройденных движений, топающий шаг, выставление ноги на носок;танцевальные движения с предметами (чередование -мяч, султанчики, ленты на кольцах, плоские кольца, флажки, платочки), построениев две линии и обратно в одну 9 колонну; легкие, равномерные, высокие прыжки; приставнойшаг Сюжетно-образные танцы Музыкальныеигры Ритмические и образные танцы попоказу «Паучок», «Дождик» Повторение изученных ранее танцев, новые «Тетявесельчак», «Ладошки покажи» Построение в линию, «Мореволнуется», «Листики», «Зайцы-волки» Ранее изученные игры, новая игра «ручеек», «Птичий двор!!!», «Чудо-юдо», «Насос», «Цыплята» Декабрь – Январь – Февраль 1 Младшая группа Танцевальнаяразминка Партерная гимнастика Мы гуляем в лесуУпражнения с погремушками, флажками, султанчиками Вытягивание носочков, кручение;упражнения для развития гибкости: «сундучок», «книжка», «бабочка», «полумостик» 2 Младшая группа Изображение различныхживотных в движении; упражнения для плеч, головыкорпуса; бег и прыжки в сочетании по принципу контраста; упражнения сразличными предметами Повторение пройденных и новые: «бабочка», «лодочка», упражнения для стоп, развитиярастяжки, гибкости позвоночника с использованием логоритмики; упражнения для стоп; 10 Танцевальныедвижения Сюжетно-образные танцы Музыкальныеигры ходьба: простой шагв разном темпе и характере; шаги на полупальцах и пятках; различные хлопки;хороводы; танцевальные движения с погремушками, Пройденный танцы и новый танцы попоказу: «Танец утят», «Арам-зам-зам» Пройденные по желанию и новые -построение в круг, «Птицы», «Снежинки», «Кошки-мышки», «Машина», «Самолеты» Март – Апрель - Май 1 Младшая группа Танцевальнаяразминка Партерная Повторение пройденных движений, построение в три линии и обратно в одну колонну; движение в парах покругу, легкие, равномерные, высокие прыжки; перескоки сноги на ногу; простой танцевальный шаг, работа над движением рук – волна» руками, танец польки по линии Повторение пройденныхтанцев, , «Кузнечик», «Рыбачок» Ранее изученные игры, новаяигра «перевернись ты», «поезд», «Снеговики», «Цыплята», «Марионетки», «Веселая карусель», «Мокрыекотята» 2 Младшая группа Морское путешествие Упражнения с погремушками, лентами на кольцах,флажками, султанчиками Изображение различныхживотных в движении упражнения для плеч, головыкорпуса; бег и прыжки в сочетании по принципу контраста; упражнения с различнымипредметами Упражнения для Повторение пройденных и 11 гимнастика Танцевальныедвижения Сюжетно-образные танцы Музыкальныеигры стоп; упражнения для развития гибкости: «сундучок», «книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко» ходьба: простой шагв разном темпе и характере; различные хлопки; хороводы; танцевальные движения с бубнами, флажками Пройденные танцыи новые танцы по показу: «Буги- вуги», «Тучка» Пройденные по желанию и новые -построение в две линии, «Зоопарк», «Вперед 4 шага» новые: «колечко», «мостик»; упражнения для стоп, развитиярастяжки, гибкости позвоночника с использованием логоритмики упражнения для стоп – вытягивание носочков,кручение Повторение пройденныхдвижений, работа над движением рук – пластика кистей, танец польки по кругу,танцевальные движения в парах с использованием пройденных ранее Повторение изученных и новые «Солнышко лучистое», «Ромашки» Ранее изученные игры, новаяигра «горелки», «лавата», «Передай настроение» 12 Список используемой литературы 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольногои младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000. 2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.: «Музыкальная палитра»,2004. 3. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003 4. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000. 5. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006. 6. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на – Дону «Феникс» 2003г.7.Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва 2007г. 8. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Москва 1998г. 9. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль2004г. 10. Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М.:Просвещение, 1984. 11. Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г. 12. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 1980. 13. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 1993. 14. Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994. 15. Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб:Искусство, 1993. Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Варгус, 1982. Дополнительный раздел. Краткая презентация Дополнительной общеразвивающей программы «Бэби-дэнс» на 2024-2025 учебный год Дополнительная общеразвивающая программа «Бэби-дэнс» МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13 разработана для воспитанников 1 младшей и 2 младшей группы для детей 2-4 лет. Ритмика – это ритмические движения под музыку, и именно она является начальным этапом освоения искусства танца. Танец – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия его потенциальных возможностей и самореализации. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым. Занятия ритмикой и танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют такие физические недостатки как сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д. Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству, улучшает состояние здоровья. При составлении программы использовались следующие программы и технологии: • Программа «Азбука танца» Ольги Киенко; • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой; • Программа «Ритмическая мозаика», А.И. Буренина; • «Танцевальная ритмика для детей» Т.И.Суворова; • «Учите детей танцевать», Пуртова Т. В. Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 2-х до 4-х лет. В качестве основной формы реализации программы выступает организация танцевального кружка. Занятия проводятся в музыкальном зале. Цель программы: - обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей посредством ритмики и танца. Задачи программы: Развитие музыкальности: развитие способности чувствовать настроение и характер музыки; развитие чувства ритма; развитие музыкальной памяти. Развитие двигательных качеств и умений: развитие точности, координации движений; развитие гибкости и пластичности; формирование правильной осанки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в движениях её образное содержание; развитие творческого воображения и фантазии; развитие способности к импровизации; Развитие и тренировка психических процессов: развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; развитие восприятия, внимания, памяти; Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: Воспитание таких качеств, как внимание, целеустремлённость, собранность, работоспособность, коллективизм; воспитание умения сопереживать другому; воспитание умения вести себя в группе во время движения; воспитание чувства такта. Укрепление здоровья детей: Укрепления иммунитета за счет физических упражнений и двигательной активности В работе с воспитанниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующий год обучения пройденный материал подается на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей. В подходе к каждой конкретной группе детей проявляется определенная гибкость, учитывается при этом состав группы, физические данные и возможности детей. Методы обучения, используемые в программе. Логоритмика. Движения выполняются под стихи. Логоритмика используется в подготовительной части занятия, в партерной гимнастике, в разучивании танцевальных элементов, в образных танцахи в играх Музыкальная разминка. Движения выполняются под музыку. Используются различные виды ходьбы, бега и прыжки. Как правило разминка выполняется по кругу с продвижением вперед. В этой части упражнения даются с применением образов – например, «идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики». Ритмическая гимнастика. Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с различными предметами и без них. Партерная гимнастика. Это упражнения на растяжку, развитие гибкости и силы, которые выполняются на полу. Они необходимы для того, чтобы ребенок мог владеть своим телом, а его движения были более точные и пластичные. Многие упражнения имеют свои названия и выполняются с использованием логоритмики. Танцевальные движения. Данный раздел направлен на формирование танцевальных движений у детей, что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений. В этот раздел входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки, построения и перестроения. Осваиваются видыдвижений различных танцев. Сюжетно-образные танцы. Сюжетно-образные танцы являются основой для развития чувства ритма и двигательныхспособностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнятьдвижения под музыку, в соответствии с текстом песни и особенностями музыки характеру,ритму и темпу. Сюжетно-образные танцы направлены на развитие выразительностидвижений, чувства ритма, артистичности, развитие двигательной памяти в соответствии смузыкой и текстом песен. Использование сюжетно-образных танцев в работе с детьмиспособствует развитию умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение,характер и понимать ее содержание. Развивается музыкальная память, внимание,координация движений, пластичность, ориентация в пространстве. В этом разделе используются как правило изученные танцевальные движения. Музыкальные игры. Все дети любят играть, поэтому в программе используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно - ролевые игры, подвижныеигры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игрынаправленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры наразвитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве. Принято с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) МБДОУ– детского сада комбинированного вида № 13 Протокол № 2 от 14.05.2024 г