1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Лего-Конструирование» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 13 (далее Программа) направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей воспитанников в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом совершенствовании. В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. В связи с этим актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. Занятия хореографией позволяют развить у ребенка потребность жить и преобразовывать мир по законам красоты, выработать у него сопротивляемость к негативным явлениям и поступкам, потребность вести здоровый образ жизни. При разработке Программы педагогический коллектив руководствовался социальным заказом семей воспитанников на качество, вид, направленность образовательных услуг, полученным в результате анкетирования родителей, а также следующими нормативными документами: 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года). 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 5. Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); 7. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 8. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 9. Устав МБДОУ – детского сада комбинированного вида № 13. 2 Дети всего мира могут общаться на одном языке - языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки — воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и другие. Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребенка, игрушками лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь. Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц. Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. 1.2. Цели и задачи рабочей программы Цель: развивать конструкторские способности детей, формировать у них познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности, развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения. Задачи: - Физическое развитие: формирование усидчивости, правильно определять мускульные усилия, необходимые для манипуляции разными предметами. - Развитие мышления: любознательность, стремление познать окружающие предметы, расширения словарного запаса. - Развитие социальных навыков: игра в обществе сверстников, эмоциональное включение в группу, взаимодействие с несколькими партнерами одновременно. 3 - Развитие творческих способностей: интерес, проявление энтузиазма. 1.3. Принципы и подходы к формированию программы Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного образования: - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка (индивидуализация дошкольного образования); - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество организации с семьей; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - принцип дифференциации (развитие творческих способностей по различным направлениям); - принцип интеграции (развитие речи, музыкальная деятельность, театральная деятельность, познавательная деятельность). Общедидактические принципы: Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка. Принцип систематичности обуславливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от менее привлекательного к более привлекательному». Постепенность обеспечивается усложнением изучаемых движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, рациональным чередованием нагрузки и отдыха. Принцип наглядности является одним из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям, неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и само коррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества. 1.4. Характеристики, значимые для реализации программы Основная форма работы - обучающие и развивающие занятия в группах и подгруппах. В соответствии с СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" дополнительные занятия в детском саду рекомендуется проводить: - для детей среднего дошкольного возраста - 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут. 4 - для детей старшего дошкольного возраста - 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут. - для детей подготовительной группы - 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут. Этапность в обучении является «ступенчатой» формой организации учебновоспитательного процесса и отвечает дидактическому принципу доступности. Возрастные особенности воспитанников среднего дошкольного возраста (4-5 лет) У детей среднего дошкольного возраста формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастные особенности воспитанников старшего дошкольного возраста (5-6 лет) У детей старшего дошкольного возраста усложняется конструирование. Постройки могут включать большее количество деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией. Возрастные особенности воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7лет) Дети подготовительной к школе группы скоординированы, они уже способны хорошо манипулировать мелкими предметами. В этом возрасте им нравятся пробовать свои силы в новых областях. Дети способны рассуждать логически и устанавливать связи между объектами, что помогает им учиться и классифицировать. Они уже в состоянии планировать свою деятельность на определённый срок и ставить перед собой конкретные цели. При этом также могут выполнять предложенные им задания. Дети начинают всерьёз относится к сверстникам, что уменьшает их зависимость от взрослых. Занятия и игры в этот период должны стать групповыми. В этом возрасте дети сами организуют игры, поэтому особую важность приобретает умение договариваться. 5 1.5. Планируемые результаты освоения Программы Планируемый результат освоения программы для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) К концу года дети могут: - создавать сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается; - правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками); - возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец; - обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности; - преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием. - изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими; - использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств; - преобразовывать постройки в соответствии с заданием; - анализировать образец постройки; - планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения; - создавать постройки по рисунку, схеме; - работать коллективно; - соотносить конструкцию предмета с его назначением; - создавать различные конструкции одного и того же объекта; Планируемый результат освоения программы для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) К концу года дети могут: - уметь называть детали лего-конструктора; - выполнять простейшую постройку в соответствии с заданными условиями; - конструировать по образцу и условиям; - сравнивать предметы по длине и ширине; - различать предметы по форме и цвету; - уметь использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу; - иметь представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве; - уметь работать сосредоточенно; - учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей; -добиваться рассуждения вслух при решении конструктивных задач; - заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимися строительным материалом; - уметь работать с мелкими деталями. Создавать более сложные постройки; - самостоятельно распределять обязанности при коллективной работе; - строить по образцу и без него. 6 Планируемый результат подготовительной к школе группе (6-7лет) К концу учебного года обучения дети должны: - уметь самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы; - умеет рассказывать о постройке; - отстаивать и формулировать свою точку зрения; - работать самостоятельно; -работать в парах и в команде; - уметь фантазировать; -знать детали лего-конструктора; - обладает разнообразными техническими способами конструирования. 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание психолого-педагогической работы Первое полугодие: 1. Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования. 2. Использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных моделей и схем. 3. Учить определять изображенный на схеме предмет, указывающий его функцию. 4. Формировать представление, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме. 5. Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия. 6. Учить делать постройку прочной. Второе полугодие: 1. Закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели. 2. Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается. 3. Правильно называть детали лего-конструктора. 4. Сравнивать полученную постройку с задуманной. 3.Организационно-педагогические условия 3.1.Кадровые условия В МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 13 созданы необходимые кадровые условия для реализации ДОП «Лего-Конструирование». Педагог дополнительного образования имеет необходимые навыки для преподавания: 7 № ФИО 1 Жебрякова Оксана Владимировна Образование АНО ДПО "Уральский институт повышения квалификации и переподготовки" по программе профессиональной переподготовки «преподаватель изобразительного и декоративноприкладного искусства», 2023 г. Стаж 2 года 8 Возможные формы организации деятельности воспитанников на занятии: подгрупповая, групповая. Формы проведения занятий: занятие-игра, творческая встреча. 3.2.Материально-технические условия Занятия проводятся в группах МБДОУ. Для успешного осуществления программы имеется следующее оборудование: Наборы Лего цветные – 15 шт. Наборы Лего – 15 шт. Основы для работы с Лего – 3 шт. 4. Учебный план Модули Средняя группа Старшая группа Подготовитель3 (содержание) 4-5 лет 5-6 лет ная группа 6-7 лет Количество часов теория практика теория практика теория практика 1. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры) 1 1 1 1 1 1 2. Конструирование зданий и сооружений 1 10 1 12 3 15 3. Конструирование транспорта различного вида 2 8 2 6 1 7 4. Конструирование моделей человека и животных 1 4 1 7 - 2 5. Конструирование предметов мебели 1 2 - - - - - - 1 1 1 6. Конструирование цифр, часов 7. Конструирование по замыслу Всего: Итого: 6 5 30 36 часа - 4 5 31 36 часа 6 8 30 36 часа 9 Сентябрь Перспективно-тематическое планирование для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) _________________ _____ __________________________ Месяц Тема Часы Цели Знакомство с лего1 Познакомить с деталями легокабинетом конструктора (кирпичик, Ворота для заборчика лапка, клювик и т.д.) конструирование Учим выполнять простейшую заборчика конструкцию. Ворота: установить опоры и 10 - сюжетно-ролевая игра с постройкой Пирамидка Башенка Октябрь Мостик - конструирование мостика обсуждение и обыгрывание постройки Конструирование по замыслу Здравствуй лес! - конструирование лесных деревьев - сюжетно-ролевая игра с постройкой Мы в лесу построим дом - конструирование дома - рассказывание, сюжетноролевая игра с постройкой Разные домики конструирование домиков обсуждение и обыгрывание постройки класть на них перекладину. 1 Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. 1 Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить отображать их характерные особенности в постройке. 1 1 1 1 Учить строить дом из легоконструктора. Развить творческое воображение. Учить подражать звукам персонажей (медведя, лисы, зайца). Закреплять умение строить домики. 11 Декабрь Ноябрь Конструирование замыслу по Мебель для гостиной (кресло, диван, шкаф) 1 Мебель для кухни (стол, табуретка, стул) 1 Печка - конструирование печки - сюжетно-ролевая игра с постройкой 1 Конструирование замыслу 1 по Волшебные рыбки - конструирование рыб - сюжетно-ролевая игра с постройкой Снеговик Дружно ёлку мы нарядим! конструирование новогодней ёлки обсуждение и обыгрывание постройки 1 1 1 Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. Закреплять умение строить мебель. Запоминать название предметов мебели. Познакомить с русской печкой. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора. Развивать умение составлять рассказ о постройке. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу. Рассказать об аквариумных рыбках, учить строить рыб из конструктора. Рассказать о зимних играх на свежем воздухе. Учить строить снеговика. Поговорить о Новом годе. Учить строить нарядную ёлку из конструктора. 12 Январь Сани деда мороза - конструирование саней - сюжетно-ролевая игра с постройкой Построим загон для коров - конструирование загона - сюжетно-ролевая игра с постройкой Грузовая машина конструирование машины обсуждение и обыгрывание постройки Домик фермера - конструирование домика - сюжетно-ролевая игра с постройкой Конструирование замыслу по 1 1 1 1 1 Учить строить сани. Развивать интерес и творчество. Закрепляем понятие «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Выделять основные части и детали Формировать обобщение представление о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части строения (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент». Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу 13 Февраль Машина с прицепом конструирование машины - сюжетно-ролевая игра с постройкой Пожарная машина конструирование машины - рассказывание, сюжетноролевая игра с постройкой Учить строить машину с 1 прицепом. Развивать навыки конструирования. Знакомство со светофором 1 Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования. Рассказать окораблях. Учить более сложную 1 строить постройку. Развивать внимание, навыки конструирования. 1 Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Показать детскую площадку. Рассказать об играх на детской площадке. Развивать интерес и творчество в 1 конструировании. Кораблик - конструировать кораблик обсуждение и обыгрывание постройки Март Конструирование замыслу по Детская площадка (песочница, лесенка, качели, карусель) - конструирование - сюжетно-ролевая игра с постройкой Г орка для ребят - конструирование горки - сюжетно-ролевая игра с постройкой Мы едем в зоопарк Слон Познакомить с профессией 1 пожарного. Учить строить пожарную машину, описывать свою постройку. Продолжить знакомить с 1 детской площадкой. Развивать память и наблюдательность. 1 Учить: отличать хищников травоядных животных, выполнять постройки «клетка», «вольер». 1 Учить строить слона. от 14 Обезьяна Апрель Конструирование замыслу по Ракета - конструирование ракеты - сюжетно-ролевая игра с постройкой Луноход конструирование лунохода - сюжетно-ролевая игра с постройкой Космонавты Конструирование по замыслу Май Робот - конструировать кораблик - обсуждение и обыгрывание постройки Разные профессии Поезд - конструируем поезд - сюжетно-ролевая игра с постройкой Самолёт - конструируем самолёта 1 1 1 1 1 1 1 Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу. Рассказать о космосе. Учить строить ракету Рассказать о луноходе. Учить строить из деталей конструктора луноход. Учить строить космонавтов Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из конструктора робота. Рассказать о некоторых профессиях (фермер, повар, водитель и т.д.) Познакомить с приёмами сцепления деталей с колёсами, друг с другом, основными частями поезда. Развить фантазию, воображение. Рассказать о профессии лётчика. Учить строить 15 - сюжетно-ролевая игра с постройкой самолёт, выделять функциональные части. Развивать интерес и творчество. Грузовая машина - конструируем грузовик обсуждение и обыгрывание постройки 1 Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета. Конструирование замыслу 1 Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. по Итого: 36 ч. Сентябрь Перспективно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Терем-теремок - конструируем теремок обсуждение и обыгрывание постройки Избушка бабы Яги - конструируем избушку - сюжетно-ролевая игра с постройкой Многоэтажный дом конструируем многоэтажный дом - сюжетно-ролевая игра с постройкой Конструирование замыслу по 1 Развивать творческое воображение. Учить строить теремок. 1 Учить строить по избушку бабы Яги. 1 1 схеме Учить сооружать сложные постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Закрепить понятие «фундамент». Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. 16 Октябрь Кафе - конструируем кафе - сюжетно-ролевая игра с постройкой Катер - конструируем катер обсуждение и обыгрывание постройки 1 Пароход - конструируем пароход - сюжетно-ролевая игра с постройкой 1 Конструирование замыслу 1 Прогулка в зоопарке Слон Верблюд Ноябрь 1 по 1 Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу. Учить выделять в постройке её функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы). Закреплять знания о водном транспорте. Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять её существенные части. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Закреплять представление о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы. Учить строить слона и конструктора. Развивать творческие навыки, терпение. Учить строить верблюда. 17 Мои питомцы (кот, собака) конструируем кота, собаку - сюжетно-ролевая игра с постройкой Конструирование по замыслу Январь Декабрь Детский сад - конструируем детский сад - сюжетно-ролевая игра с постройкой Магазин - конструируем магазин - сюжетно-ролевая игра с постройкой Конструирование по замыслу Аэропорт - конструируем аэропорт обсуждение и обыгрывание постройки «Здравствуй, Новый год!» - конструируем (ёлку, деда Мороза, Снегурочку) - сюжетно-ролевая игра с постройкой Качели - конструируем качели обсуждение и обыгрывание постройки 1 1 1 1 1 1 1 1 Учить строить кота, собаку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Учить строить детский сад, помещение группы. Развивать память, внимание. Закреплять название магазинов, их виды. Учить строить магазины разных видов. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Учить строить разные самолёты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развиваем фантазию. Учить создавать сложную постройку из конструктора. 18 Карусели - конструируем карусели - сюжетно-ролевая игра с постройкой Беседка для ребят - конструируем беседку - сюжетно-ролевая игра с постройкой Горка Февраль Конструирование замыслу 1 1 1 по 1 Городской транспорт - конструируем автобус обсуждение и обыгрывание постройки 1 Легковой автомобиль - конструируем автомобиль - сюжетно-ролевая игра с постройкой Светофор 1 1 Знакомство с дорожными знаками Конструирование замыслу Речные рыбки по 1 1 Продолжать учить сложную постройку из конструктора. Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память, навыки конструирования Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус. Учим строить по схеме, находить различия и сходства в схемах. Закреплять знания о светофоре. Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Учить строить рыб из конструктора. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику. 19 Аквариум 1 Лабиринт 1 Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум и его обитателей (рыбки, черепаха). Познакомить с плоскостным конструированием. Развить внимание, наблюдательность, мышление. Цифры 1 Часы Март 1 Апрель Конструирование замыслу по 1 Паровоз везёт товары - конструируем паровоз - сюжетно-ролевая игра с постройкой 1 Станция 1 Станция обсуждение и обыгрывание постройки Ракета, космонавты - конструируем ракету - сюжетно-ролевая игра с 1 1 Учить строить цифры по схеме. Закреплять навыки счёта в игре с деталями лего. Продолжать работу с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мышление, закреплять навыки счёта и ориентирования во времени. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. Продолжить знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков, перрон для пассажиров, зал ожидания. Продолжить знакомить с железной дорогой. Закреплять знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить строить ракеты 20 постройкой Космический корабль конструируем космический корабль обсуждение и обыгрывание постройки Космическая станция конструируем космическую станцию - сюжетно-ролевая игра с постройкой Конструирование по замыслу 1 1 1 1 1 Животные на ферме - конструируем ферму - сюжетно-ролевая игра с постройкой 1 Овечка 1 Лошадь 1 Корова 1 Май 1 Дом фермера конструируем фермера дом 1 разных видов. Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль. Закреплять знания космосе. Учить строить космическую станцию. о Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Уточнить и закрепить знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность, навыки конструирования сельскохозяйственных строений. Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять знания о животных. Учить строить животных Закреплять знания о животных. Учить строить животных Закреплять знания о животных. Учить строить животных. Воспитывать любознательность, навыки конструирования Закреплять навыки строить по схеме. Учить строить двухэтажный дом фермера 21 - сюжетно-ролевая игра с постройкой Конструирование по замыслу 1 из конструктора 1 Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Итого: 36ч. Октябрь Сентябрь 2.2.3. Перспективно-тематическое планирование для подготовительной группы _________________________________ ______ _________________________ Месяц Тема Часы Цели Конструирование по 1 Закреплять навыки, замыслу полученные в старшей группе. Учить заранее обдумывать, содержание будущей постройки, называть её тему, давать полное описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельно сть Красивый мост Закреплять навыки, - конструируем мост полученные в старшей 1 - сюжетно-ролевая игра с группе. Учить строить мост постройкой по схеме Мы в лесу построим теремок - конструируем теремок - сюжетно-ролевая игра с постройкой 1 Избушка Бабы Яги конструируем избушку обсуждение и обыгрывание постройки 1 Грузовик везёт кирпичи - конструируем грузовик - сюжетно-ролевая игра с постройкой Аэропорт 1 Развивать творческое воображение. Учить подражать звуком и движением персонажей (медведя, лисы, зайца). Учить строить теремок. Закреплять умение строить по схеме. Учить строить сказочную избушку Бабы Яги Учить строить по схеме, находить различия и сходства в схемах. Учить рассказывать о проделанной работе Учить строить разные 22 - конструируем аэропорт - сюжетно-ролевая игра с постройкой Корабль - конструируем корабль обсуждение и обыгрывание постройки Ноябрь Конструирование замыслу 1 1 по 1 Многоэтажные дома - конструируем дома обсуждение и обыгрывание постройки 1 Магазины - конструируем магазины - сюжетно-ролевая игра с постройкой Детский сад - конструируем магазины - сюжетно-ролевая игра с постройкой Конструирование по замыслу самолёты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать, содержание будущей постройки, называть её тему, давать полное описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельно сть Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать общественное представление о домах Закреплять название магазинов и их виды 1 1 1 Учить строит детский сад. Развивать память внимание Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать, содержание будущей постройки, называть её тему, давать полное описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельно сть 23 Декабрь Животные на ферме - конструируем лошадь, корову, овечку, кошку - сюжетно-ролевая игра с постройкой Дом фермера конструируем дом фермера обсуждение и обыгрывание постройки Февр аль Январь Конструирование замыслу 2 1 по 1 Качели - конструируем качели обсуждение и обыгрывание постройки 1 Карусели - конструируем карусели обсуждение и обыгрывание постройки Беседка для ребят - конструируем карусели обсуждение и обыгрывание постройки Горка - конструируем горку - сюжетно-ролевая игра с постройкой Городской транспорт - конструируем транспорт обсуждение и 1 1 1 1 Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их названии и пользе для человека. Воспитывать любознательность навыки конструирования Закреплять знания строить по схеме. Учить строить двухэтажный дом фермера. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать, содержание будущей постройки, называть её тему, давать полное описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельно сть Учить строить сложную постройку из легоконструктора Продолжать учить строить сложную постройку из легоконструктора Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память навыки конструирования Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения Закреплять знания о городском транспорте. Развивать 24 обыгрывание постройки Светофор - конструируем светофор - сюжетно-ролевая игра с постройкой Знакомство с дорожными знаками - конструируем дорожные знаки - сюжетно-ролевая игра с постройкой Конструирование по замыслу Апре ль Март Играем в зоопарк - конструируем зоопарк - сюжетно-ролевая игра с постройкой Цифры - конструируем цифры - решаем примеры Стром часы - конструируем часы - учимся понимать время на часах Конструирование по замыслу Ракета, космонавты - конструируем ракету, космонавтов 1 наблюдательность, внимание память. Учить строить автобус Закреплять знания о светофоре 1 Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки 1 1 1 1 1 1 Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать, содержание будущей постройки, называть её тему, давать полное описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельно сть Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях Вспоминаем и закрепляем полученные знания в подготовительной группе. Строим цифры Знакомим с часами. Учим строить часы Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать, содержание будущей постройки, называть её тему, давать полное описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельно сть Закреплять знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить строить ракеты 25 - сюжетно-ролевая игра с постройкой Космический корабль - конструируем луноход - сюжетно-ролевая игра с постройкой Луноход - конструируем луноход - сюжетно-ролевая игра с постройкой Конструирование по замыслу Май Математика - конструируем цифры - решаем примеры Железнодорожная станция конструируем железнодорожную станцию - сюжетно-ролевая игра с постройкой Дом на нашей улице - конструируем дом - сюжетно-ролевая игра с постройкой Конструирование по замыслу 1 1 Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль 1 Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из детского конструктора 1 1 Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать, содержание будущей постройки, называть её тему, давать полное описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельно сть Закрепляем полученные знания. Решаем примеры с помощью кирпичиков лего Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков 1 1 1 Закреплять умения строить дома Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать, содержание будущей постройки, называть её тему, давать полное описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность Итого: 36 часа 2.3 Календарный учебный график Программа дополнительного образования рассчитана на возрастную ступень 4-5, 5-6, 6-7 лет. 26 Образовательный период осуществляется с 01 сентября по 31 августа. Количество полных недель на реализацию программы дополнительного образования составляет 36 недель. Мониторинг осуществляется на основе диагностики уровня знаний и умений по лего-конструированию для детей дошкольного возраста. ___ входная диагностика с 01 по 11 сентября итоговый мониторинг с 15 по 30 мая Качество и продолжительность совместной деятельности соответствует СанПиН СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении Санитарных . правил и норм СанПиН» 1.2.3685-21)__________ Содержание Возрастная группа Средняя группа (4-5 лет) Старшая Подготовительная группа (5-6 группа (6-7 лет) лет) Количество групп 1 1 1 Продолжительность учебного года 36 недель 36 недель 36 недель 1 полугодие 17 недель 17 недель 17 недель 2 полугодие 20 недель 20 недель 20 недель Количество занятий в неделю 2 2 2 Длительность занятия 20 минут 25 минут 30 минут Объем недельной дополнительной образовательной нагрузки 40 минут 50 минут 60 минут 2.4. Формы, способы, методы и средства реализации Программы Формы и методы работы с детьми Для обучения детей ЛЕГО-конструированию используются разнообразные методы и приемы. Методы Приёмы Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. 27 Информационнорецептивный Репродуктивный Практический Словесный Проблемный Игровой Частичнопоисковый Обследование ЛЕГО деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Решение проблемных задач с помощью педагога. 2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста возвращаясь к пройденного материалу на новом, более сложном творческом уровне. В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием ЛЕГО-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. В наборах ЛЕГО-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. ЛЕГОкирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре. 28 На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана. При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи. Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос. В совместной деятельности по ЛЕГО-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу. Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки. При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой. В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками 2.6. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы 29 ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. Поэтому предусмотрено ознакомление родителей с содержанием Программы с той целью, чтобы перед занятиями по определенной теме родители могли сводить детей на экскурсию, в зоопарк и т.д. Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового. С целью развития творческих способностей педагог консультирует родителей в выборе лего- набора для покупки и игр дома. Созданные постройки из Лего можно использовать в играхтеатрализациях, которые очень нравятся детям дошкольного возраста: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Рекомендуем родителям играть вместе с детьми. Строить сюжеты сказок и мультфильмов из лего. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Материально-техническое и методическое обеспечение Программы В помещении, где дети будут осваивать содержание программы дополнительного образования «Лего - конструирование», созданы все условия для образовательного процесса: - имеется учебно-методический комплекс, включающий наглядные пособия и дидактический материал; - специальная литература; - наглядные примеры готовых конструкций и изобретений; Техническое обеспечение: - наборы конструкторов Лего; - схемы для конструирования; - ноутбук; - подборка аудиозаписей тематических произведений, для погружения воспитанников в тему занятия. Методическое обеспечение Программы 3. 3.1. 1. Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО «ЛИНКА-ПРЕСС» - Москва, 2001. 2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 3. Л.Г. Комарова Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО). - М.: «ЛИНКА ПРЕСС», 2001. 4. Лиштван З.В. Конструирование - Москва: «Просвещение», 1981. 30 5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование Издательский дом «Карапуз», 1999. - Москва: 6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. - М.: изд. Сфера, 2011. 7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013. 3.2. Особенности организации развивающей предметно пространственной среды Все предлагаемые детям конструкторы способствуют: • развитию комбинаторных навыков и мелкой моторики (при конструировании, строительстве и манипуляции мелкими объектами) • развитию речи и коммуникативных навыков (работая и играя вместе, дети рассказывают истории, формулируют свои идеи, играют в ролевые игры) • развитию социальных навыков (сотрудничество детей в процессе строительства во время ролевых игр способствует их социализации) • развитию когнитивных способностей (проектный подход подталкивает детей к исследованиям и решению различных задач). Перечень конструкторов, используемых на занятиях по программе: - Конструктор Лего-ЭПРЕО «Моя первая история»; - Конструктор Лего-Общественный и муниципальный транспорт; - Конструктор Лего- ЭПРЕО «Кафе»; - Конструктор Лего- ЭПРЕО «Строительные машины»; - Набор 81огу81аг!ег «Построй свою историю»; - Конструктор Лего- городские служащие; - Дополнительный набор 81огу81аг!ег «Построй свою историю. Космос»; - Конструктор Лего- ЭПРЕО «Эмоциональное развитие ребенка»; - Конструктор Лего- кирпичики ЭГРЕО; - Конструктор Лего- Космос и аэропорт; - Конструктор Лего- базовый набор Ебнсайоп Аес1о Перворобот; - Конструктор Лего- ЭГРРО «Детская площадка»; - Конструктор К1б КМА Набор для класса; Конструктор Айес; Конструктор Полесье; Конструктор Лего- Ебисайоп «Первые животные»; Конструктор Лего- Ебисайоп «Железная дорога»; Конструктор Лего- ЕбисаНоп «Сказочные персонажи». Оценочные материалы Механизм оценки результатов освоения программы Для оценки эффективности реализации программы используется диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированию для детей 3.3. 31 дошкольного возраста. № п/ п Ф.И. Умение правильно ребёнка Умение правильно конструир конструиро овать вать поделку поделку по схеме по показу Умение правильно конструир овать поделку по образцу Умение правильно конструиро вать поделку по замыслу Умение детей моделирова ть объекты реального мира воспитател я н к н к н к н к н к 1. 32