Целевой раздел Пояснительная записка Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана на основании следующих документов: 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года). 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 5. Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); 7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); 8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 9. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 10. Устав МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 13. 11. А.И.Танюшкин, В.П.Фомин, О.В.Игнатов «Школа Кекусинкай» Цели и задачи Каратэ - один из древнейших традиционных видов восточных единоборств. В настоящее время в условиях современной школы каратэ интегрировалось в структуру учебных занятий школьников. Деятельность педагогов в контексте оздоровительно-спортивной работы позволяет осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования. Регулярные занятия каратэ значительно развивают и совершенствуют физические качества у детей (гибкость, силу, быстроту, выносливость, ловкость). Также с помощью занятий можно исправить недостатки координации у ребенка и скорректировать дефекты развития его опорно-двигательного аппарата, используя для этого специальные упражнения. Таким образом, можно избавить ребенка от физических недостатков, которые наложили бы ограничения не только на его технику в контексте освоения упражнений из каратэ, но и на другие двигательные действия. В младшем дошкольном возрасте недостатки физической подготовленности можно компенсировать, используя более доступную технику из арсенала каратэ. В контексте изучения каратэ проходит изучение ребенком базовой техники ката, что позволит выработать важный навык - быстрое и осмысленное усвоения новых координационно-сложных упражнений. Во время занятий каратэ учится правильному дыханию, а также быстро переходить от напряжения мышц к их расслаблению, и наоборот. Кроме того, занятия каратэ под руководством квалифицированного инструктора стимулируют у детей умственное развитие - учат сосредотачивать внимание, развивают память, развивают у ребенка умение использовать особенности и компенсировать недостатки свойственной ему системы репрезентации (способа восприятия информации), уводят от стереотипного мышления, развивают как логическое, так и образное мышление, и т.д. Занятия каратэ воспитывают морально-волевые качества ребенка и влияют на формирование его характера - он становится более уверенным в себе, учится сдержанности, самоконтролю, целеустремленности. Ребенок поймет, что уважения окружающих можно добиться только трудом и адекватным поведением. При составлении программы использованы учебно-методические пособия коллектива авторов (А.И.Танюшкин, В.П.Фомин, О.В.Игнатов). В ходе изучения каратэ необходимо опираться на итоговый, ожидаемый результат. Под результатом подразумевается, в первую очередь, значительное повышение обучаемости (что обусловлено отходом от привычных стереотипов восприятия, мышления и движения, развитию контроля внимания). Также как результат - это владение базовой техникой, повышение психической устойчивости, коррекция поведения дошкольников. Цель: Создание условий для укрепления здоровья детей и их физического развития в процессе изучения каратэ. Задачи: 1. Повышение у детей сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. 2. Воспитание физических качеств на основе гармоничного их развития. 3. Формирование двигательных умений и навыков. 4. Воспитание морально-волевых качеств личности. 5. Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни. Программа направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, а также развитие двигательных способностей в выполнении широкого спектра технических и тактических навыков в процессе изучения каратэ. Программа составлена с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста. В реализации Программы участвуют дети в возрасте от 3 до 7 лет. Сроки реализации. Программа рассчитана на 40 часов (5 месяцев). - первый обучения - 2 часа в неделю; Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с ОФП, этикет додже, освоение техники каратэ - кихон. Форма организации образовательного процесса: - групповая - коллективное выполнение основных упражнений по ОФП; Форма проведения занятий: - игровое занятие - эта форма используется при обучении техники каратэкихон; - спортивно - спаринговая - применяется при закреплении у детей умений, навыков по каратэ, при подведении итогов за год. В процессе занятий каратэ необходимо ознакомление детей с этикетом додзе — помещения, в котором они проводятся, что развивает у дошкольника бережное отношение к предметам, используемым на занятии, способствует появлению культуры, уважительного отношения к сверстнику, педагогу, учителю (сенсею). В структуру организации непосредственной образовательной деятельности входит: Вводная часть (длительность 4-5 минут) - разминка; упражнения на развитие гибкости; Основная часть (длительность 15-20 минут) - изучение основных стоек; изучение техник ударов руками и ногами; техника блоков; Заключительная часть (длительность 3-5 минут) - освоение техник перемещений с ударами и блоками в различных стойках. Разработан учебно-тематический план, в каждом разделе программы определены задачи воспитания и обучения. Этапы обучения детей дошкольного возраста двигательным действиям. Первоначальное обучение. Создание общего предварительного представления об элементе, которое лежит в основе сознательного освоения любого двигательного действия. В результате первичных сведений о новом элементе (форме, амплитуде, направлении приложения усилия, позиции) и двигательного навыка, накопленного в памяти ребенка, устанавливаются общие связи, обеспечивающие построение исходной программы Углубленное разучивание. Непосредственное овладение основами техники выполнения элемента. На данном этапе в результате активной совместной работы преподавателя и ребенка уточняются представления о динамике движение, осуществляется закрепление двигательного навыка, осуществляется связь с предыдущими изученными движениями. Совершенствование. На данном этапе осуществляется твердое усвоение двигательного навыка, умение выполнять ритмически верно техники в любых стойках и перемещениях, в том числе при взаимодействии с соперником. Основные принципы обучения: • принцип сознательности и активности, который предусматривает прежде всего воспитание осмысленного овладения техникой каратэ; заинтересованности и творческого отношения к решении поставленных задач; • принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов, словесное описание нового приема со ссылкой на ранее изученные, использование тренажеров и имитаторов и т.д.) • принцип доступности, который требует, чтобы перед ребенком ставились посильные задачи. В противном случае у занимающихся снижается интерес к занятиям, при этом необходимо приучать детей к преодолению трудностей. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей детей, их возможностей в освоении конкретных элементов. • принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение новых элементов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности детей. Все принципы осуществляются в единстве. Основные разделы Программы I год обучения 1 Раздел. История становления, развития и современное каратэ. История развития каратэ. Основатель стиля Сетокан каратэ и руководители организации. Терминология и защитное снаряжение спортсмена. Каратэ за пределами додже. 2 Раздел. Организационно-методические условия проведения учебно-тренировочных занятий. Частота и продолжительность учебно-тренировочных занятий. Материально-техническое обеспечение учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности. Экипировка спортсмена. Основы методики обучения технике выполнения упражнений. Тактическая,психологическая подготовка спортсменов-каратистов. Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий. Диагностика и самоконтроль психологического и физического состояния. Понятия о правильном и здоровом питании для спортсмена-каратиста. Значение правильно организованной разминки. Самостоятельная подготовка и проведение разминочных упражнений (под контролем педагога). 3 Раздел. Этикет додже. Правила поведения ученика в додже (спортзал). Этикет додже - это свод требований к ученику, которые он обязан беспрекословно выполнять, такие как недопущение опозданий, беспрекословное подчинение тренеру, работа только по заданию, соблюдение правил техники безопасности и т.д. Раздел. Освоение техники каратэ - кихон. Освоение базовой и комбинационной техники каратэ без партнера. Разновидностями такой формы тренировки являются традиционные формы кихона (освоение элементов базовой техники в канонических стойках), рэнраку (аналогичная отработка базовых комбинаций) и ката (освоение канонизированных комплексов комбинаций). 4. Кадровое обеспечение программы Программу реализует тренер по каратэ. Материально-техническое обеспечение программы К занятиям по Программе принимаются дети по заявлению родителей и желанию ребенка. Для реализации Программы используются: видео-, аудиоаппаратура (для просмотра видеофильмов, слайдов, прослушивания аудиозаписей); канцелярские принадлежности (цветная и белая бумага, карандаши, ножницы, клей); Пособия и оборудование Спортивный зал. Мягкие коврики для йоги. Учебно-тематический план для детей 3-7 лет № Темы п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. История становления, развития и современное каратэ. Организационно-методические условия проведения учебно тренировочных занятий. Этикет додже. Освоение техники каратэкихон. Освоение технико-тактические приемы каратэ в парах (партнерсоперник). Обучение техники ударов. Количество часов Теоретич. Практич. занятия занятия Всего часов 2 2 4 1 2 3 1 2 3 2 4 6 2 5 7 4 5 9 3 4 1 2 1 2 40 Обучение акробатическим упражнениям. 1 Правила выступления на соревнованиях. 1 Подготовка и проведение показательных выступлений. 1 Итого Содержание программы № дата По плану По фак ту апрель Раздел, количество часов, Тема занятия Основные виды деятельности Первоначальное обучение История Вводное слово становления, развития и инструктора по ф/к. о каратэ. . современное каратэ История развития каратэ. Основатель стиля киокусинкай каратэ и руководители организации. Углубленное разучивание: Терминология и защитное снаряжение спортсмена. Основы методики Обучения технике выполнения упражнений. Совершенствование: май июнь Каратэ за пределами додже.Элементы киокусинкай каратэ Первоначальное обучение ОрганизационноБег: методические обычный; Углубленное условия проведения правым (левым) боком по разучивание: учебнодвижению приставным тренировочных шагом; занятий. с поворотом вокруг себя на 360°; с высоким подниманием коленей; с забрасыванием голени назад Выполняется, соблюдая дистанцию, руки Совершенствование: Ходьба обычная с дыхательными упражнениями. Вдох максимально глубокий, полный, резкий выдох Первоначальное Этикет додже. Знакомство с правилами обучение: поведения ученика в додже (спортзал). Этикет додже это свод требований к ученику, которые он обязан беспрекословно выполнять, такие как недопущение опозданий, беспрекословное подчинение тренеру, работа только по заданию, соблюдение правил техники безопасности и т.д. Первоначальное обучение: Освоение техники каратэ - кихон Освоение базовой и комбинационной техники каратэ без партнера. Разновидностями такой формы тренировки являются традиционные формы кихона (освоение элементов базовой техники в канонических стойках), рэнраку (аналогичная отработка базовых комбинаций) и ката (освоение канонизированных комплексов комбинаций). Первоначальное обучение: Освоение технико- Решение различных задач, тактические приемы связанных с правильным и каратэ в быстрым выполнением парах (партнер- технических действий, с соперник). подготовкой к удержанию инициативы в атаке, защите, контратаке, опережающей атаке и т.п. Обучение техники лапы, «рыцарь», щиты и Первоначальное обучение: ударов мешки предназначены для отработки как отдельных ударов. так и связок в полную силу, благодаря чему травматизм Углубленное разучивание Обучение техники напарнику исключен. ударов июль август 3.1 Формы проведения итогов реализации программы контрольные и товарищеские игры; соревнования на первенство. •контрольные тесты и нормативы подготовленности). (мониторинг двигательной Необходимо следить за развитием у занимающихся физических качеств, а также за уровнем их технической подготовки. Для этого не менее 2 раз в год проводятся испытания по контрольным нормативам. 3.2 Диагностика эффективности реализации программы При создании оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся, посредством систематических занятий каратэ, программа ставит своей целью, по окончании ее реализации, подготовить высококлассного спортсмена, который бы показывал стабильно высокий результат, выступая на соревнованиях российского и международного уровня. Заключение Реализация данной Программы предполагает наличие у тренерапреподавателя необходимого общего и специального образования. Внедрение в дошкольные учреждения занятий по каратэ способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, а также эффективному влиянию таких занятий на процесс оздоровления и физического развития современных дошкольников. Тренер-преподаватель обязан постоянно повышать свои общие и специальные знания, знакомиться с передовым опытом педагогики, спортивной методики. Список использованной литературы: Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для институтов физической культуры. / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 128 с. 2. Евсеев, Ю.Н. Физическая культура [Текст]/Ю.Н. Евсеев.-Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с. 3. Иванов, А.В., Кекусинкай каратэ. Техника, тактика. - М.: Физкультура и спорт, 2009.176 с. 4. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания. - Спб., 2000. - 231 с. 5. Ким, В.В. и др. О разделении спорта и оздоровительной физкультуры // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №3. - С. 17-21. 6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2001.-543 с. 7. Менхен, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхен, А.В. Мнехен. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с. 8. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию / Э.М. Казин и др. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с. 9. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техн. физ. культуры. / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 352 с. 1.