ПОУ Футбол 2023-2024

Содержание
1.

Целевой раздел.

Пояснительная записка .................................................................................. 3
цель, задачи Программы ........................................................................... 4
Сроки реализации Программы ................................................................. 5
ожидаемые результаты ............................................................................. 5
способы определения результативности ................................................. 6
формы подведения итогов реализации Программы .............................. 6
2. Содержательный раздел.
Учебно-тематический план ....................................................................... 8
Содержание изучаемого курса…………………………………………..8
8
Календарное планирование ..................................................................... 10
3. Организационный раздел.
Методическое обеспечение Программы ................................................ 19
Литература……………………………………………………………....20
20

2

Целевой раздел
Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана на
основании следующих документов:
1. Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ.
2. Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N
28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
5. Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года №
373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
8.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
9.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
10. Устав МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 13.
11. Программа «Мини-футбол для групп начальной подготовки», Кузнецова В.А.,
Драча С.А., Парфенова В.А., Терюхов В.Г.
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как
важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном
российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и
поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее
в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Направленность дополнительной
общеобразовательной
программы
«Футбол» (далее Программа) - физкультурно-спортивная.
Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В
процессе тренировок и игр у занимающихся футболом, совершенствуется
функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие.
Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять
личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство
ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом - благодатная почва
для развития двигательных качеств.
Актуальность программы состоит в том, что традиционная система физического
воспитания в общеобразовательных организациях на современном этапе для обеспечения
необходимого уровня физического развития и подготовленности обучающихся требует

3

увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности
учебных занятий по физической культуре и расширения вне учебной физкультурнооздоровительной и спортивной работы.
Данная программа усиливает вариативную составляющую образования,
способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в базовом компоненте,
формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации,
самореализации, самоконтроля ребенка.
Программа призвана осуществлять 3 исключительно важные функции:
•
создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им
«ситуации успеха»;
•
способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов
личности.
Ведущими ценностными приоритетами программы являются:
•
формирование здорового образа жизни;
•

развитие личности;

поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством
выбранного ими вида спорта
Цель программы - оздоровление, физическое и психическое развитие
занимающихся на основе их творческой активности; формирование здорового образа
жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и
спортом.
•

Задачи программы для детей 2- 4 лет
Обучающие:
• формирование представлений о виде
спорта- футбол, его возникновении,
развитии и правилах соревнований;
•
формирование
знаний
о
закаливающих процедурах и укреплении
здоровья;
•
формирование
определённых
игровых
наклонностей
юных
футболистов (с учётом желания самого
спортсмена выполнять функции вратаря,
защитника,
полузащитника
или
нападающего);

Задачи программы для детей 5-7 лет:
•
формирование представлений
о
виде спорта - футбол, его возникновении,
развитии и правилах соревнований;
•
формирование
знаний
о
закаливающих процедурах и укреплении
здоровья;
•
формирование
определённых
игровых
наклонностей
юных
футболистов (с учётом желания самого
спортсмена выполнять функции вратаря,
защитника,
полузащитника
или
нападающего);

4

Развивающие:
•
развитие всесторонней физической
подготовки
с
преимущественным
развитием
быстроты,
ловкости
и
координации движений;
•
развитие смелости, решительности

развитие всесторонней физической
подготовки
с
преимущественным
развитием
быстроты,
ловкости
и
координации движений;
•
развитие волевых качеств смелости,
решительности,
самообладания;
•

•
воспитание у юных спортсменов
Воспитательные:
чувство
ответственности
за
свои
•
воспитание у юных спортсменов
чувство
ответственности
за
свои действия перед коллективом;
•
воспитание
взаимопомощи
и
действия;
трудолюбия.
•
воспитание
взаимопомощи

Отличительная особенность Программы заключается в том, что основой
подготовки занимающихся является не только технико-тактическая подготовка юных
футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий
показатель физического развития дошкольников. Расширяется кругозор и интерес
занимающихся к данному виду спорта.
Физические нагрузки распределяются с учётом возрастных особенностей детей.
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 2 до 7 лет.
Условия набора детей:
Для обучения принимаются дети вне зависимости от их способности, уровня
физического развития, не имеющие медицинского противопоказания.
Сроки реализации программы:
Изучение программного материала рассчитано на 1год.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся в спортивном зале. Продолжительность занятий - 2 раза в неделю. 8
занятий в месяц. 64 занятия в год. Длительность занятия 15-30 минут.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным
принципом комплектования групп секции по футболу и рассчитан на последовательное
и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Формы проведения занятий:
•
групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
•
медико-воспитательные мероприятия;
•
тестирование;
участие в соревнованиях, матчевых встречах.
Методы обучения на занятиях:
•
Словесный - объяснение терминов, новых понятий.
•
Наглядный - показ педагогом правильного выполнения упражнений,
демонстрация фото и видео материалов.
•

5

Практический - выполнение обучающимися практических заданий и упражнений.
•
Игровой - активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние
обучающихся.
Ожидаемые результаты
К концу обучения дети узнают/научаться:
историю зарождения футбола.
правила ведения счета в футболе;
значение разминки, утренней зарядки, режима дня, дыхательных упражнений
спортивную терминологию;
правила поведения и технику безопасности на спортивной площадке;
вести мяч ногой произвольно любым способом (правой, левой), по извилистой
линии, по коридору, между предметами, обводя их
выполнять удары по мячу с места, с разбега, с попаданием в цель,
останавливать (принимать) мяч во время передачи.
Способы определения результативности:
В ходе учебно-тренировочной работы тренер систематически осуществляет:
•
текущий контроль за физическими навыками воспитанников;
•
промежуточный контроль: в середине учебного года, по оценке уровня
подготовленности и овладения специальными навыками обучающиеся сдают
нормативы, указанные в таблице для 1 или 2 года обучения;
•
итоговый контроль: выступление на соревнованиях разного уровня.
Формы подведения итогов:
- соревнования;
- дружеские встречи.
Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов:
1.
Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является развитие у
детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча, выработки
быстрой ответной реакции на летящий мяч. На этом этапе дети учатся простейшим
действиям с мячом.
2.
Этап углубленного разучивания. Главная его задача - сделать действия детей
направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с элементами
спортивных и подвижных игр с мячом.
3.
Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети закрепляют
полученные знания и навыки владения мячом, используя их в проведении спортивных
игр и эстафет.
•

6

Ф. И. ребенка

Оценка техники освоения элементов спортивной игры футбол
Ведение мяча ногой

По
прямой

Остановка мяча Отбор мяча

Удар по
мячу носком
и внутренне
й стороной
стопы

Удар ногой
по
мячу по
воротам

«змейкой»

• ведение мяча по прямой и «змейкой»:
«выполнил» - 3 балла / « не выполнил» - 0 баллов;
• остановка мяча, отбор мяч, удар по мячу носком и внутренней стороной стопы:
3 балла - упражнение выполнено без ошибок,
2 балла - упражнение выполнено с незначительными ошибками,
1 балл - упражнение выполнено с грубыми ошибками,
0 баллов - упражнение не выполнено;
• Удар ногой по мячу по воротам (3 попытки)
3 балла - 3 попадания
2 балла - 2 попадания
1 балл - 1 попадание,
0 баллов - нет попаданий.
•
•
•
•
•

Формы проведения итоговой реализации программы:
участие в соревнованиях между возрастными группами;
участие в товарищеских играх;
участие в матчевых встречах;
открытые занятия;
спартакиады.

7

1. Содержательный раздел.
Учебно-тематический план.
№ п/п

1.

Виды подготовки

Количество занятий

Теоретическая подготовка

2-4 года

5-7 лет

1

1

2.

Охрана труда и техника безопасности

В процессе занятий

3.

Общая физическая подготовка

38

38

4.

Специальная физическая подготовка

5

5

5.

Техническая подготовка

18

18

7.

Соревновательная подготовка,
контрольные нормативы

2

2

8.

Всего часов

64

64

Содержание изучаемого курса
Подготовитель
функциональное
упражнения на растяжение, разновидности ходьбы и бега, прыжки,
ная часть (разминка) врабатывание, психическая акробатические и имитационные упражнения, рывки и ускорения,
настройка
упражнения с мячами (передачи, прием мяча, нападающие удары и
др)
Основная часть

Заключительная
часть

повышение физической
подготовленности;
обучение
техническим приемам;
тактическим действиям,
интегральная, игровая
подготовка
постепенное снижение
нагрузки;
- раскрепощение мышц,
снижение
сосредоточенности;
- подведение итогов
занятия
(замечания, выводы,
задания)

основные упражнения (упражнения по технике, тактике игры, игра);
вспомогательные упражнения - для развития физических качеств и
повышения уровня функциональных возможностей. для овладения
основами техники, тактики игры
легкий бег, ходьба с восстановлением дыхания, упражнения на
расслабление (потягивание, размахивание конечностями и др.),
комплекс упражнений на растяжение мышц, сухожилий, связок

Правила игры в футбол.
• опрос на знание обязанностей капитана команды.
• просмотр матча и обсуждения соблюдений правил в игре.
Общая и специальная подготовка.
•
поднимание и опускание рук в стороны, вперёд, круговые вращения, сгибание,
разгибание рук в упоре. Наклоны туловища вперёд и в стороны.
•
выпады вперёд, в сторону, назад.

8

прыжки в полу приседе.
•
упражнения с набивным мечом(1-2 кг.)
•
акробатические упражнения (кувырки вперёд с шага, длинный кувырок вперёд,
кувырок назад из приседа).
•
упражнения в висах и упорах (подтягивание:2 подхода по 5 раз; из упора лёжа
сгибание и разгибание рук:2 подхода по 4-5 раз).
•
Легко-атлетические упражнения.
•
подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «защита крепости», эстафеты с
преодолением препятствий.
•
спортивные игры. Ручной мяч.
•
специальные упражнения для развития быстроты.
•
специальные упражнения для развития ловкости.
Техника игры в футбол.
•
анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых ситуациях.
•
техника передвижения- бег: по прямой, изменяя скорость и направление;
приставным шагом; повороты во время бега налево и направо.
•
удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и
с разбега.
•
удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы,
внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному мячу.
•
остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающего
мяча- на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для поступающих
действий.
•
ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней
стороной стопы: правой, левой ногой поочерёдно.
•
обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или
остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение внезапная отдача мяча
назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади.
•
отбор мяча. Перехват мяча- быстрый выход на мяч с целью определить
соперника, которому адресована передача мяча.
•
вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги вместе и шага.
•
техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без
мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля
летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота
без прыжка и в прыжке.
Тактика игры в футбол.
упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному
сигналу.
•
тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча.
Правильное
расположение на футбольном поле.
•
тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом.
Применение
необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости
мяча.
•
тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков.
Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру, на свободное место,
на удар.
•
тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по
•

9

отношению опекаемого игрока и противодействие получению им мяча.
•
тактика защиты. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка».
•
тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при
различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар от своих ворот, ввести
мяч в игру (после ловли).
•
учебные игры.
Соревнования по футболу.
выступления проводятся согласно календарному плану спортивных мероприятий по
правилам игры в «малый футбол».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п

1

Месяц

Сентябрь

Тема

Содержание

Знакомство обучающихся друг с История развития футбола в России. Значение
другом. Выявление уровня
и место футбола в системе физического
первичной подготовки детей в воспитания. Закаливание. Режим и питание
данном виде деятельности.
спортсмена. Общие понятия о гигиене. Личная
Вводное занятие. Инструктаж гигиена. Гигиеническое значение водных
по технике безопасности.
процедур. Гигиенические основы режима
учебы, отдыха, занятий спортом. Режим дня и
его значение для юного спортсмен

2

Втягивающая тренировка.
Специальные упражнения.

Ходьба - обычная, на носках с разным
положением рук, на пятках, на внешней и
внутренней стороне стопы, с высоким
подниманием колена (бедра).

3

Техническая подготовка

Ходьба широким шагом, приставным шагом
правым и левым боком, лицом вперёд,

10

спиной вперёд, гимнастическим шагом,
перекатом с пятки на носок; ходьба в
полуприседе.

4

Техническая подготовка

Прыжки вверх из глубокого приседа, на
мягкое покрытие с разбега (высота до 40 см.).
Обманные движения с места - движение
влево, с уходом вправо и наоборот;

5

Техника удара по мячу.

Удар по неподвижному и движущемуся мячу
правой и левой ногой внутренней стороной
стопы, внутренней и средней частями
подъёма) по воротам, в стену с расстояния от
2 до 4м

6

Бег, изучение
«квадрат».

7

Упражнения
быстроты.

8

Основные способы развития
специальной физической
подготовки.

9

10

Октябрь

упражнения Бег. Бег обычный, на носках, высоко
поднимая колено, сильно сгибая ноги назад,
выбрасывая прямые ноги вперёд, мелким и
широким шагом.

для

развития Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в
чередовании с ходьбой, прыжками, с
изменением темпа. Непрерывный бег в
течение 2-3 минут.

Ходьба в разных направлениях: по кругу, по
прямой с поворотами, змейкой, врассыпную
Основные способы развития
Бег в колонне по одному, по двое, старты
специальной
физической
из разных исходных положений, в разных
подготовки.
направлениях, с разными заданиями, с
преодолением препятствий.

Упражнения с мячом

Остановка мяча ногой (внутренней
стороной стопы, подошвой) катящегося
на встречу

11

11

Упражнения с мячом

12

Закрепление защитной стойки. Закрепление удара по неподвижному мячу
Перемещение приставным
внутренней стороной стопы. Перемещение в
шагом.
защитной стойке спиной вперёд. Закрепление
остановки катящегося мяча подошвой.

13

Совершенствование защитной
стойки. Закрепление
перемещения приставным
шагом.

14

Удар внешней частью подъёма. Совершенствование перемещений в защитной
стойке спиной вперёд. Приём катящихся
мячей внутренней стороной стопы.

15

Упражнения
быстроты.

16

Техническая подготовка

17

Ноябрь

для

Удар по неподвижному мячу внутренней
стороной стопы. Остановка катящегося мяча
подошвой. Совершенствование перемещения
приставным шагом.

Совершенствование удара по неподвижному
мячу внутренней стороной стопы.
Закрепление перемещения в защитной стойке
спиной вперёд. Совершенствование остановки
катящегося мяча подошвой.

развития Бег со средней скоростью на 80-120м (2-4
раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег
3-5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30м.

Прыжки через 6-8 набивных мячей
последовательно через каждый; на одной ноге
через линию, верёвку вперёд и назад, вправо и
влево, на месте и с продвижением.

Удар внешней частью подъёма. Совершенствование перемещений в защитной
стойке спиной вперёд. Приём катящихся
мячей внутренней стороной стопы.

18

Закрепление приёма катящихся Лазание по гимнастической стенке с
мячей внутренней стороной
изменением темпа, сохранением координации
стопы.
движений, использованием перекрёстного и
одноимённого движения рук и ног,
перелезанием с пролёта: на пролёт по
диагонали. Отбор мяча (отбивание ногой в
выпаде)

19

Совершенствование удара
внешней частью подъёма.
Совершенствование приёма
катящихся мячей внутренней

Подпрыгивание на двух ногах, стоя на
скамейке, продвигаясь вперёд; прыжки на
двух ногах с продвижением вперёд по
наклонной поверхности. Ведение мяча

12

стороной стопы.

(средней и внешней частью подъёма) только
правой или только левой ногой по прямой,
между стойками (змейкой) и движущихся
партнёров

20

Техники отбивания мяча

Перебрасывание мяча друг другу снизу, из- за
головы (расстояние 3-4м), из положения, сидя
ноги скрестно; через сетку. Бросание мяча
вверх, о землю, ловля его двумя руками (не
менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с
хлопками, поворотами. Отбивание; мяча
правой и левой рукой поочерёдно на месте и в
движении.

21

Перебрасывание набивных
мячей.

22

Групповые упражнения с
переходами.

Прыжки с высоты 40см, в длину с места
(около 100см), в длину с разбега (180-190 см),
вверх с места, доставая предмет,
подвешенный на 25-30 см выше поднятой
руки ребёнка, с разбега; (не менее 50см).
Построение самостоятельно в колонну по
одному, в круг, шеренгу. Перестроение в
колонну по двое, трое, по четыре на ходу, из
одного круга в несколько.

23

Общеразвивающие упражнения Упражнения для кистей рук, развития и
укрепления мышц плечевого пояса.
Поднимать руки вверх, вперёд, в сороны,
вставая на носки (из положения стоя, пятки
вместе, носки врозь), отставляя ногу назад на
носок, прижимаясь к стенке; поднимать руки
вверх из положения руки к плечам.

24

Общеразвивающие упражнения

25

Декабрь

Техника передвижения

Поднимать и опускать плечи; энергично
разгибать согнутые в локтях руки (пальцы
сжаты в кулаки), вперёд и в стороны;
отводить локти назад (рывки 23 раза) и
выпрямлять руки в стороны из положения
руки перед грудью. Вбрасывание мяча
руками из-за боковой линии с места из
положения ноги вместе, параллельного
расположения ног на дальность, и в
коридор шириной 2м.

Удар по неподвижному и движущемуся мячу
правой и левой ногой внутренней стороной
стопы, внутренней и средней частями

13

подъёма) по воротам, в стену с расстояния от
2 до 4м
26

Ведение мяча внутренней
частью подъёма. Удар пяткой.

Остановка мяча ногой (внутренней стороной
стопы, подошвой) катящегося на встречу.

27

Закрепление ведения мяча
внутренней частью подъёма.
Закрепление удара пяткой.

Ведение мяча (средней и внешней частью
подъёма) только правой или только левой
ногой по прямой, между стойками (змейкой) и
движущихся партнёров

28

Выбрасывание мяча руками

Вбрасывание мяча руками из-за боковой
линии с места из положения ноги вместе,
параллельного расположения ног на
дальность, и в коридор шириной 2м.

29

Закрепление ведения
Ведение мяча (средней и внешней частью
внутренней и внешней стороной подъёма) только правой или только левой
ногой по прямой, между стойками (змейкой) и
стопы.
движущихся партнёров

30

Совершенствование ведения
мяча

Ведение мяча (средней и внешней частью
подъёма) только правой или только левой
ногой по прямой, между стойками (змейкой) и
движущихся партнёров

31

Ведение мяча носком.

Приём катящихся мячей внутренней стороной
стопы с переводом за спину.

32

Закрепление техники ведения
мяча

Обманные движения с места - движение
влево, с уходом вправо и наоборот

33

34

Январь

Общеразвивающие упражнения Упражнения с набивными мячами броски друг
с предметами.
другу одной рукой от правового и левого
плеча. Броски одной и двумя руками через
голову. Подбрасывание мяча вверх и ловля
его; то же, с поворотом кругом. Упражнения с
волейбольными, футбольными, теннисными
мячами, гимнастическими палками,
скакалкой. Упражнения на месте (стоя, сидя,
лёжа) и в движении
Общеразвивающие упражнения Упражнения в парах, в группах с передачами,
с предметами.
бросками и ловлей мяча. Упражнения с
короткой и длинной

14

скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах, с
вращением скакалки вперёд и назад, прыжки с
поворотами, прыжки в приседе и полуприседе

35

Общеразвивающие упражнения Упражнения с малыми мячами: броски и
с предметами.
ловля мяча после подбрасывания вверх, удара
о землю, в стену, на месте, в прыжке, после
кувырка в движении.

36

Подвижные игры и эстафеты.

Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, с
сопротивлением, на внимание, координацию
движений.

37

Подвижные игры и эстафеты.

Эстафеты встречные и круговые, с
преодолением полосы препятствий из
гимнастических снарядов, переноской,
расстановкой и собиранием предметов,
переноской груза, метанием в цель, бросками
и ловлей мяча, прыжками и бегом, в
различных сочетаниях перечисленных
элементов.

Упражнения для развития
ловкости

Прыжки со скакалкой два вращения - один
прыжок; жонглирование теннисных мячей (23 шт.). Подвижные игры: «Караси и щука»,
«Третий лишний», «День» и «ночь», «Пустое
место», «Волк во рву», «Салки простые»,
«Белые медведи». Подвижные игры
неспецифическими средствами футбола

39

Упражнения для развития
скоростно-силовых качеств.

Упражнения с набивными мячами, гантелями,
на тренажерном оборудовании. Переноска и
перекладывание груза. Упражнения с
резиновым амортизатором и др. Многоскоки с
ноги на ногу; с двух на две, тройной и
пятерной с места, многоразовые до 10 раз.
Выпрыгивание вверх из приседа.

40

Упражнения для развития
скоростно-силовых качеств.

Прыжки с разбега толчком одной и двух ног,
выполняя в прыжке поворот направо и налево.
Имитация ударов ногами по воображаемому
мячу в прыжке.
Многократные броски набивного мяча весом
до 2 кг вверх в прыжке и ловля (мяч зажат
спотами ног).

38

Февраль

15

41

Тактика нападения

Выбор момента и способа передвижения для
«открывания» на свободное место с целью
получения мяча. Эффективно использовать
изученные технические приемы, способы и
разновидности для решения тактических задач
в зависимости от игровой ситуации.

42

Тактика нападения

Взаимодействие с партнерами при равном
соотношении с соперником, используя
короткие и средние передачи. Взаимодействие
двух и трех игроков. Комбинации в парах:
«скрещивание». Начало и развитие атаки из
стандартных положений.

43

Тактика защиты

Взаимодействие в обороне при численном
большинстве сил соперника, осуществляя
правильный выбор позиции и страховку
партнеров. Организация противодействия
комбинациям «скрещивание». Закрепление
умения взаимодействовать в обороне при
выполнении противником стандартных
комбинаций. Закрепление умения организации
и построение «стенки»

44

Тактика защиты

Организация обороны по принципу зонной
защиты. Выбор позиции и взаимодействия
игроков при атаке противника флангом и
через центр. Углубленное разучивание и
закрепление. Подвижные и спортивные игры
по упрощенным правилам. Учебные и
тренировочные игры 3х3, 4х4, 5х5, применяя в
них изученный программный материал.

45

Тактика вратаря

Закрепление умения организовать построение
«стенки» при пробитии штрафного и
свободного ударов вблизи своих ворот;
подсказывать партнерам при обороне, как
занять правильную позицию

Интегральная подготовка

Упражнения интегрального характера:
передачи мяча в парах в движении с
использованием комбинации «скрещивание» с
последовательным ударом по цели. Игры: 2
против 1, 3 против 1,4 против 2 с целевыми
заданиями.
Организация атаки при использовании
противником обороны по принципу зонной

46

47

Март

Интегральная подготовка

16

защиты и организация обороны по принципу
зонной защиты. Выбор позиции и
взаимодействия игроков при атаке от ворот,
выбор позиции и взаимодействие игроков при
обороне, атака противника от своих ворот.

48

Интегральная подготовка

Обучение игре в квадратах 3 х3, 4х4, 5х5 с
одним нейтральным. Учебные и
тренировочные игры 3х3, 4х4, 5х5, используя
полученные навыки по заданию тренера

49

Изучение техники игры вратаря, Ведение игры по избранной тактической
точный бросок в цель. Игра
системе и ее вариантов; взаимодействия
игроков всех тактических линий команды;
умения переходить в ходе состязания к
другому варианту игры

50

Отбор мяча перехватом в
движение

Умение выдерживать высокий темп игры,
правильно распределяя силы игроков вовремя
состязания; менять темп, ритм и характер
игры в зависимости от создавшейся в
состязании ситуации; разумно сочетать
индивидуальные и коллективные действия.

51

Ввод мяча вратарем рукой,
чеканка мяча, квадрат.

Быстрота развития атаки из глубины обороны;
создание численного превосходства в атаке за
счет быстрых перемещений игроков.
получения мяча, освобождаясь от
персональной опеки соперника и после
передачи мяча партнеру.

52

Ведение мяча + удар по
воротам. Игра

Перекрывание всех игроков команды
соперника после потери мяча, стараясь
возможно быстрее вновь овладеть мячом;
взаимопонимание и взаимостраховку;
создание численного превосходства в обороне

53

Развитие координационных
способностей. Ведение + удар
по воротам, квадрат.
Двусторонняя игра.

Быстрота организации атак, выполнение
продольных и диагональных, средних и
длинных передач. Тактические комбинации со
сменой игровых мест в ходе развития атаки.
Создание численного перевеса в атаке за счет
подключения полузащитников и крайних
защитников. Острота действия в

17

завершающей фазе атаки
54

Апрель

Прием мяча различными
частями тела. Игра

Определение направления возможного удара,
занимая в соответствии с этим занимать
наиболее выгодную позицию и применяя
наиболее рациональные технические приемы
игры на выходах. Быстрая организация атаки,
руководство игрой партнеров по обороне.

55

Передачи мяча. Игра в большой Определение направления возможного удара,
квадрат
занимая в соответствии с этим занимать
наиболее выгодную позицию и применяя
наиболее рациональные технические приемы
игры на выходах. Быстрая организация атаки,
руководство игрой партнеров по обороне.

56

Изучение финтов, применение Слаженность действий и взаимостраховки при
при сопротивлении защитника. атаке численно превосходящего соперника.
Усиление обороны за счет увеличения числа
обороняющихся игроков.

57

Удары - с разбега, с места, с
Создание численного перевеса в атаке за счет
подачи партнера, с одного шага. подключения полузащитников и крайних
защитников. Острота действия в завершающей
фазе атаки

58

Двусторонняя учебная игра.

Слаженность действий и взаимостраховки при
атаке численно превосходящего соперника.
Усиление обороны за счет увеличения числа
обороняющихся игроков.

59

Остановка катящегося мяча
внутренней стороной стопы и
подошвой. Бег в сочетании с
ходьбой.

Ведение мяча (средней и внешней частью
подъёма) только правой или только левой
ногой по прямой, между стойками (змейкой) и
движущихся партнёров

60

Упражнение змейка + удар по
воротам. Игра.

Определение направления возможного удара,
занимая в соответствии с этим занимать
наиболее выгодную позицию и применяя
наиболее рациональные технические приемы
игры на выходах. Быстрая организация атаки,
руководство игрой партнеров по обороне.

61

Ловля, переводы и отбивания различных
Общеразвивающие упражнения
мячей, находясь в воротах и на выходе из
в парах, бег с мячом.
ворот, обращая внимание на быстроту

18

реакции, на амортизирующее (уступающее)
движение кистями и предплечьями при ловле
мяча, на мягкое приземление при ловле мяча в
падении. Броски руками и выбивания мяча
ногами на точность и дальность.

62

63

64

Май

Разбор игроков. Комбинация
«стенка».

Вбрасывание мяча из различных исходных
положений с места и после разбега на
точность и дальность вбрасывания, для
остановки его изученными приемами
стоящему и двигающемуся партнеру.

Совершенствование
комбинации «стенка».

Вбрасывание мяча из различных исходных
положений с места и после разбега на
точность и дальность вбрасывания, для
остановки его изученными приемами
стоящему и двигающемуся партнеру.

Итоговое занятие-чемпионат
среди возрастных групп
«Веселый мяч»

2. Организационный раздел
Материально-техническое и методическое обеспечение:
Спортивное оборудование и инвентарь:
•
•
•
•
•
•
•
•

стойки для обводки мячей - 15 штук;
стойки для подвески мячей- 2 штуки;
переносные мишени- 2 штуки;
переносные ворота;
маты гимнастические;
форма спортивная (майки, трусы, гетры и обувь);
мячи футбольные - 15 штук;
мячи волейбольные и баскетбольные;
Дидактическое обеспечение образовательного процесса:
Название материала

Форма материала

«Спортивная тренировка с
Плакат-схема Презентация
учётом физиологических основ»

Тема и раздел программы

Здоровый образ жизни

19

Роль физических упражнений
Демонстрационный плакат для формирования быстрого рывка
и быстроты ответных действий

Специальная
подготовка

физическая

Роль технической подготовки
Просмотр документального фильма
для успешной игры в футбол
Роль специальных
подготовительных упражнений

Техническая подготовка
Специальные
подготовительные упражнения

20

Литература
1.
Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение. 1998.144с., ил.
2.
Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ.
М.,1998
3.
Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта.
- М.: АСАБЕМА, 2000.
4.
Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000.
5.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов
общеобразовательной школы, 1996.
6.
Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
7.
Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие
для курсов повышения квалификации науч. - пед. кадров. - Самара: СамГПИ, 1995.
8.
Сучилина А.А.Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. -М.:1995.
9.
Сушков М.П.Ваш друг -«Кожаный мяч».М.,1995
10. Цирин Б.Я., Лукашин Ю.С.Футбол. М.,1998.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».