Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 13 ИНН 6658080750 КПП 665801001 e-mail: mdou13@eduekb.ru ____________________________________________________________________________ 620131 г. Екатеринбург ул. Крауля, 85 а, тел 8 (343) 246-45-34 ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 13 Протокол № 5 от 30.05.2023 Положение о группах комбинированной направленности МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13 Екатеринбург, 2023 Общие положения 1.1. Настоящее Положение о группах комбинированной направленности МБДОУ – детского сада комбинированного вида № 13 (далее по тексту - Положение) разработано в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с действующими изменениями и дополнениями; - федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г. регистрационный № 72149). - Приказом Минобразования России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155,; Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии"; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог - психолог (психолог в сфере образования)»; - Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"; 1. 2 - Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"; - Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017 № 10 Н «Профессиональный стандарт: Специалист в области воспитания» - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Уставом МБДОУ и другими локальными нормативными документами МБДОУ. 1.2. Настоящее Положение определяет порядок функционирования групп комбинированной направленности (далее по тексту - группы) и регулирует образовательную деятельность с детьми в данных группах МБДОУ (далее по тексту - ДОУ). 1.3. Основные задачи организации деятельности группы комбинированной направленности: - создание условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья; - реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом характера нарушения в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования; - осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении; - интеллектуальное и личностное развитие детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных особенностей; - проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с воспитанниками; - взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников. 2. Порядок приема и комплектования групп комбинированной направленности 2.1. Зачисление детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в группы комбинированной направленности осуществляется с согласия родителя (законного представителя) и по приказу заведующего ДОУ на основании заключения психолого- медико педагогического консилиума (далее ПМПК) с рекомендациями о форме оказания коррекционной работы. 2.2. Группы комбинированной направленности ДОУ комплектуются следующими категориями детей в возрасте от 3 лет до прекращения образовательных отношений: - дети с нарушениями речи; - дети с задержкой психического развития; - дети с расстройством аутистического спектра; - дети с умственной отсталостью легкой степени; - дети с иными ограниченными возможностями здоровья. 2.3. Прием детей в группы комбинированной направленности осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) на основании следующих документов: - медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка; - заключения ПМПК (для детей с ограниченными возможностями здоровья); 2.4. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.3648-20, 1.2.3685-21. В группу комбинированной направленности могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. Состав группы может 3 быть постоянным в течение года или прием детей в нее может проводиться в течение всего года по направлению ПМПК либо медицинской комиссии и при наличии свободных мест. 2.5. Дети, не имеющие статуса «дети - инвалиды» или «дети с ограниченными возможностями здоровья» принимаются в группу комбинированной направленности по правилам комплектования общеразвивающих групп. 2.6. Перевод детей из группы комбинированной направленности в группу общеразвивающей, компенсирующей направленности возможен на основании заявления родителей (законных представителей). 2.7. Длительность пребывания в группе комбинированной направленности ребенка с ОВЗ определяется ПМПК, согласно основного диагноза ребенка. 2.8. Прием в ДОУ осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест, в соответствии с Правилами приёма. Допускается организовывать разновозрастные группы комбинированной направленности для детей от 3 лет и старше с учетом возможностей организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, в соответствии с ФАОП ДО. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможность их одновременной реализации в одной группе. 3. Организация и осуществление образовательной деятельности в группах комбинированной направленности. 3.1. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.2. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности определяются образовательной программой дошкольного образования ДОУ, адаптированной образовательной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида с учетом их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 3.3. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается ДОУ самостоятельно в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 г., рекомендациями ПМПК и с учетом соответствующих ФАОП ДО. 3.4. Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении ПМПК. 3.5. В ДОУ образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. 3.6. При реализации в группах комбинированной направленности образовательной программы дошкольного образования ДОУ, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья, проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); - оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят 4 квалифицированные специалисты (педагоги -психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. 3.7. В группах комбинированной направленности образовательная деятельность включает непрерывную образовательную деятельность (с коррекционной направленностью для детей с ограниченными возможностями здоровья), которая отражается в календарном учебном графике непрерывной образовательной деятельности. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности в группах комбинированной направленности определяется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 1.2.3685-21 составляет для детей от 3 до 4-х лет не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. 3.8. При длительном отсутствии ребёнка в детском саду образовательная деятельность с ним осуществляется в дистанционной форме. 4. Кадровое обеспечение в группах комбинированной направленности Образовательная деятельность в группах комбинированной направленности осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики - учителями-логопедами, педагогом-психологом, тьютором, а также, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями, имеющими специальное образование или прошедшими соответствующую курсовую подготовку (переподготовку). Педагогические работники, реализующие в группах комбинированной направленности образовательную программу дошкольного образования ДОУ, адаптированную для детей с ОВЗ, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в п.3.2.5. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155. 4.2. Непосредственное руководство деятельностью групп осуществляет заведующий ДОУ в соответствии с Уставом, в части не противоречащей законодательству. Заведующий ДОУ несет ответственность за четкую организацию работ педагогического, младшего обслуживающего персонала, за работу группы в целом. Совместно с коллективом создает климат психологического комфорта, формирует развивающую предметно пространственную среду. 4.3. Заместитель заведующего по ВМР обеспечивают программное и учебно-методическое оснащение деятельности групп с учетом дифференцированного подхода к детям; оказывают непосредственную методическую помощь воспитателям и специалистам, осуществляет общее руководство коррекционно-педагогической работой коллектива, участвует в разработке и реализации адаптированных образовательных программ. Обеспечивает преемственность в работе педагогов, семьи и школы; организует проверку, должностной контроль и систематическое обсуждение эффективности образовательной деятельности. 4.1. 5 Учитель-логопед всесторонне изучает развитие речи детей, проводит групповую, подгрупповую и индивидуальную коррекционную работу по формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического слуха, словаря, грамматического строя и связной речи детей, формирует предпосылки к овладению элементами грамоты. Участвует в разработке и реализации адаптированных образовательных программ, осуществляет мониторинг речевого развития детей за год, работает в тесном контакте со всеми специалистами ДОУ, воспитателями, родителями (законными представителями). 4.5. Педагог - психолог углубленно изучает особенности интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы, умственного развития и адаптивных возможностей ребенка. Участвует в разработке и реализации адаптированных образовательных программ, работает в тесном контакте со всеми специалистами ДОУ, воспитателями, родителями (законными представителями). 4.6. Воспитатель организует групповую образовательную деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ, адаптированной для детей с ограниченными возможностями и календарным учебным графиком непрерывной образовательной деятельности, осуществляет коррекционную направленность педагогического процесса и дифференцированное воспитание детей с учетом их индивидуальных, физиологических, психических особенностей. Участвует в разработке и реализации адаптированных образовательных программ, осуществляет мониторинг развития детей за год, работает в тесном контакте со всеми специалистами, родителями (законными представителями). 4.7. Музыкальный руководитель организует работу по музыкальному воспитанию детей с учетом их индивидуальных, возрастных, психических особенностей. Формирует эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности. Участвует в разработке и реализации адаптированных образовательных программ, осуществляет мониторинг развития детей за год по музыкальному воспитанию, работает в тесном контакте со всеми специалистами ДОУ, воспитателями, родителями (законными представителями). 4.8. Инструктор по физической культуре организует работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья всех детей, их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. Участвует в разработке и реализации адаптированных образовательных программ, осуществляет мониторинг развития детей за год по физическому воспитанию, работает в тесном контакте со всеми специалистами ДОУ, воспитателями, родителями (законными представителями). 4.9. Тьютор осуществляет индивидуальную или подгрупповую образовательную деятельность в соответствии с адаптированной образовательной программой для детей с ограниченными возможностями и календарным учебным графиком непрерывной образовательной деятельности, осуществляет коррекционную направленность педагогического процесса и дифференцированное воспитание детей с учетом их индивидуальных, физиологических, психических особенностей. Участвует в разработке и реализации адаптированных образовательных программ, осуществляет мониторинг развития детей за год, работает в тесном контакте со всеми специалистами, воспитателями, родителями (законными представителями). 5. Права и обязанности участников образовательного процесса 5.1. Участниками образовательного процесса группы комбинированной направленности являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники. 5.2. При приеме детей в группу комбинированной направленности заведующий ДОУ обязан ознакомить родителей (законных представителей) с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. 5.3. Взаимоотношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в группе комбинированной 4.4. 6 направленности, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в группе комбинированной направленности ДОУ. 5.4. Права педагогических работников и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, Уставом и трудовым договором. 5.5. Педагогические работники обязаны: - реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования и адаптированную образовательную программу с учетом особенности диагноза ребенка; - знать особенности режима и организации дошкольного образования; - не допускать перегрузки воспитанников; - составлять рабочие программы по образовательным областям основной общеобразовательной программы и адаптированной программы. 5.6. Педагогические работники имеют право на: - развитие и поддержку своей профессиональной квалификации; - свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, дидактических пособий и материалов, педагогических методов диагностики развития воспитанников; - аттестацию в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. - участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом; - защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации. 5.7. Педагогические работники несут ответственность за: - качественное и своевременное выполнение всех закрепленных за ними основных функций и задач; - систематизацию и обеспечение сохранности документации; - полноту, достоверность и своевременность предоставляемой информации; - конфиденциальность информации и документов в соответствии с установленными правилами; - правильность разработки и осуществления мероприятий, направленных на решение конкретных вопросов деятельности; - соблюдение установленных правил внутреннего трудового распорядка, правил техники безопасности, трудовой дисциплины и др. 5.8. Воспитанники имеют право: - на получение бесплатного дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; - на обучение по основной и коррекционной общеобразовательной программе дошкольного образования; - охрану жизни и здоровья; - защиту от всех форм физического и психического насилия; - удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; - удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе и др.) в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями развития; - развитие творческих особенностей и интересов; - на получение оздоровительных мероприятий. 5.9. Родители (законные представители) имеют право: - защищать законные права и интересы детей; - участвовать в управлении ДОУ в соответствии с Уставом; - требовать предоставления воспитаннику присмотра, ухода, охраны и укрепления его здоровья, воспитания и обучения на условиях, предусмотренных договором между ДОУ и родителями (законными представителями); - на льготы и компенсации родительской оплаты за присмотр и уход за ребёнком в соответствие с действующим законодательством РФ; 7 - обращаться для разрешения конфликтных ситуаций в администрацию ДОУ. 5.10. Обязанности родителей (законных представителей) закрепляются в договоре, заключенном между ДОУ и родителями (законными представителями). 5.11. Обязанности Администрация ДОУ закрепляются в договоре, заключенном между ДОУ и родителями (законными представителями). Заключительные положения 6.1. Данное Положение вступает в силу с момента его подписания. 6.2. Срок действия данного Положения не ограничен. 6.3. ДОУ вправе вносить в настоящее Положение изменения и дополнения в порядке, установленном для принятия настоящего Положения. 6. 8