Положение об организации инклюзивного образования воспитанниов с ОВЗ в МБДОУ.pdf

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 13
ИНН 6658080750 КПП 665801001
e-mail: mdou13@eduekb.ru
____________________________________________________________________________
620131 г. Екатеринбург ул. Крауля, 85 а, тел 8 (343) 246-45-34
ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
МБДОУ - детского сада
комбинированного вида № 13
Протокол № 6 от 30.05.2022

Положение об организации инклюзивного образования
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13

Екатеринбург, 2022

1. Общие положения
Положение об организации инклюзивного образования воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) в муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детском саду
комбинированного вида № 13 (далее - МБДОУ) разработано в целях реализации
гарантированного права ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) на получение качественных образовательных услуг, создания доступной
безбарьерной среды для данной категории в МБДОУ, коррекции нарушений
развития, успешной социальной адаптации.
Настоящее Положение разработано на основании Федеральных Законов:
- № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от
24.11.1995;
- № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012;
- Указа Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «О социальной государственной
программе «Десятилетие детства в России»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 ПП
об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда на 2011 - 2020 годы»;
- Постановление правительства РФ «О плане мероприятий на 2015 - 2020 гг. по
реализации Концепции развития дополнительного образования детей» от 24
апреля 2015 г. N 729-р РП;
- Постановление правительства РФ «Об утверждении Концепции развития ранней
помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» от 31 августа 2016 г.
№ 1839-р;
- Постановление правительства РФ «Об утверждении государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013
- 2020
годы» от 15 апреля 2014 г. N 295;
- Закона Свердловской области от 19.12.2016 № 148-ОЗ «О социальной защите
инвалидов в Свердловской области»;
Настоящее Положение определяет модель психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ по оказанию необходимой специальной
поддержки воспитанников с учетом их возможностей и особых образовательных
потребностей через решение следующих задач:
- Изучение особенностей образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ.
- Организация
работы
педагогов с
воспитанниками с ОВЗ
и их взаимодействия.
- Определение
методов и форм индивидуального сопровождения
воспитанников с ОВЗ.

- Разработка
рекомендаций
по
индивидуальному
сопровождению
воспитанников с ОВЗ.
В Положении используются следующие понятия:
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее особенности в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
- адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования - образовательная программа, адаптированная для обучения
воспитанников с ОВЗ одинаковой или сходной нозологии с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей
и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц;
- адаптированная образовательная программа дошкольного образования образовательная программа, адаптированная для обучения конкретного
воспитанника с ОВЗ с учетом особенностей его психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;
- доступная среда (безбарьерная среда) - совокупность условий и требований,
позволяющих беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно
важную информацию; среда, МБДОУ оборудованная с учетом потребностей
воспитанников с ОВЗ и позволяющая вести образ жизни самостоятельно, в том
числе получать качественное образование.
Инклюзивное образование в МБДОУ может реализовываться через следующие
модели:
- полная инклюзия - дети с ОВЗ посещают МБДОУ наряду со сверстниками, не
имеющими нарушений развития, и обучаются по адаптированным
программам, в соответствие с учебным планом, а также могут посещать
занятия дополнительного образования, клубы, мероприятия, праздники,
развлечения и др.;
- частичная инклюзия - дети с ОВЗ совмещают индивидуальное обучение на
дому с посещением МБДОУ и обучаются по индивидуальным
адаптированным программам, по индивидуальным учебным планам по
согласованию с родителями (законными представителями), а также посещают
индивидуальные занятия, участвуют в режимных моментах, праздничных
мероприятиях, развлечениях совместно со здоровыми детьми. Они могут
посещать занятия дополнительного образования, мероприятия,
если
это
не
противоречит рекомендациям психолого-медико3

педагогической комиссии (консилиума МБДОУ).
МБДОУ обеспечивает инклюзию образования на месте посредством осуществления
следующих видов деятельности:
- разрабатывает и утверждает основную и (индивидуальные) адаптированные
образовательные программы дошкольного образования для воспитанников с
ОВЗ;
- реализует образовательные программы, обеспечивающие совместное
обучение воспитанников с ОВЗ и воспитанников, не имеющих нарушений
развития;
- организует мероприятия по формированию благоприятного
психологического климата для воспитанников с ОВЗ в дошкольном
образовательном учреждении;
- планирует и формирует заявку на прохождение курсов повышения
квалификации педагогов по вопросам обучения воспитанников с ОВЗ;
- обеспечивает выполнение мероприятий по созданию равного доступа
воспитанников с ОВЗ к обучению, по созданию безбарьерной предметнопространственной среды, оснащение МБДОУ специальным, в том числе
дидактическим, игровым компьютерным и другим оборудованием;
- организует работу воспитателей, обеспечивающих сопровождение
воспитанников с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации
инклюзивного
образования
в
соответствии
с
действующим
законодательством;
- организует взаимодействие в рамках своей компетенции с общественными
организациями, РРЦ Свердловской области по сопровождению детей с РАС,
МБУ Екатеринбургский центр психолого-педагогической поддержки
несовершеннолетних «Диалог» по вопросам обучения и сопровождения
воспитанников с ОВЗ;
- осуществляет контроль за освоением адаптированных (основной и
индивидуальных) образовательных программ дошкольного образования.
В разработке модели комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения воспитанников с ОВЗ, ресурсном обеспечении организации
инклюзивного образования МБДОУ, в реализации модели и корректировке
результата участвуют: заведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагог психолог, учителя-логопеды, тьюторы, воспитатели и специалисты
(музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).
Заведующий МБДОУ:
- координирует деятельность педагогов по организации комплексного
психолого-педагогического
сопровождения воспитанников с ОВЗ,
обеспечению получения общедоступного и бесплатного дошкольного,
образования по адаптированной основной (или индивидуальной)
образовательной программе дошкольного образования;
4

- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования.
Заместитель заведующего по ВМР:
- осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью
педагогов по вопросам соблюдения прав воспитанников с ОВЗ на получение
бесплатного, доступного и качественного дошкольного образования;
- организует работу педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей,
специалистов, сопровождающих (родителей, тьюторов), обеспечивающих
психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ в
образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в
соответствии с действующим законодательством;
- планирует и формирует заявку на прохождение курсов повышения
квалификации педагогов по вопросам инклюзивного образования.
Педагог-психолог:
- осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 1,6 до 7 лет в целях
своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом
развитии детей: ведет собственное обследование, определяет конкретные
задачи обучения, вырабатывает методику работы;
- готовит по результатам обследования характеристики для прохождения ППк
МБДОУ и территориальной ПМПК, подтверждает, уточняет или изменяет
ранее данные комиссией рекомендации;
- разрабатывает рекомендации по оказанию воспитанникам с ОВЗ психолого педагогической помощи и организации их обучения и воспитания,
подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные комиссией рекомендации;
- организует коррекционно-развивающую деятельность с воспитанником с
ОВЗ, направленную на: установление контакта со взрослыми; смягчение
общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;
стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со
взрослыми и сверстниками; формирование целенаправленного поведения;
преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма,
расторможенности влечений;
- оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям)
воспитанников, педагогам МБДОУ по вопросам обучения и воспитания детей
с ОВЗ;
- принимает участие в разработке и реализации основной и индивидуальных
адаптированных образовательных программ для отдельных воспитанников с
ОВЗ в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ, в
которой прописываются задачи обучения и воспитания ребенка и пути их
решения;
- проводит в два этапа работу с родителями. На первом этапе работы с
5

родителями в рамках индивидуальной консультации происходит сбор
информации, выделение проблемы, идентификация потенциальных
возможностей ребенка, осуществляется поддержка семьи ребенка с ОВЗ,
которая предусматривает:
- снижение эмоционального дискомфорта в связи с диагнозом ребёнка;
- поддержание уверенности родителей в возможностях ребёнка;
- формирование у родителей адекватного отношения к состоянию ребёнка;
- сохранение адекватных детско-родительских отношений и стилей
семейного воспитания.
На втором этапе работы осуществляется:
- психологическая помощь членам семьи;
- ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;
- обучение родителей методам воспитания ребенка с ОВЗ, организации его
режима, привития навыков самообслуживания, подготовки к школе;
- участвует в мероприятиях по инклюзивному образованию: семинарах,
конференциях, круглых столах и т.п.
Учитель-логопед:
- осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 3 -х до 7- ми лет в
целях своевременного выявления особенностей в их речевом развитии;
- по результатам обследования готовит логопедическое заключение для
прохождения консилиума в МБДОУ и территориальной ПМПК,
подтверждает, уточняет ранее данные комиссией рекомендации;
- принимает участие в разработке и реализации основной и индивидуальных
адаптированных образовательных программ для отдельных воспитанников с
ОВЗ в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ, в
которой прописываются задачи обучения и воспитания ребенка и пути их
решения;
- оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям)
воспитанников, работникам
образовательных
учреждений,
других
организаций по вопросам диагностики, обучения и сопровождения детей с
ОВЗ;
- участвует в мероприятиях по инклюзивному образованию: семинарах,
конференциях, круглых столах и т.п.
Воспитатель, тьютор:
- по результатам наблюдений готовит педагогическое заключение для
прохождения консилиума в МБДОУ и территориальной ПМПК;
- принимает участие в разработке и реализации основной и индивидуальных
адаптированных образовательных программ для отдельных воспитанников с
ОВЗ в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ, в
которой прописываются задачи обучения и воспитания ребенка и пути их
решения;
6

Специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре):
- принимают участие в разработке и реализации основной и индивидуальных
адаптированных образовательных программ для отдельных воспитанников с
ОВЗ в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ, в
которой прописываются задачи обучения и воспитания ребенка и пути их
решения.
2. Организация инклюзивного образования
Организация обучения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных
учреждениях осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования».
Дети с ОВЗ зачисляются в образовательное учреждение при наличии
заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) о
подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями
здоровья») по заявлению родителей (законных представителей).
Для организации инклюзивного образования в учреждении для детей с ОВЗ
необходимо иметь заявление родителей (законных представителей) в соответствии с
прилагаемой формой, заключение ПМПК с рекомендациями о формах обучения и
организации образования.
Для организации инклюзивного образовательного процесса необходимо
наличие:
- положения об инклюзивном образовании в МБДОУ;
- образовательной программы учреждения, имеющей соответствующий раздел
по работе с детьми с ОВЗ;
- заключений ПМПК;
- адаптированных (основной и индивидуальных) образовательных программ
дошкольного образования для детей с ОВЗ;
- заявления от родителя (законного представителя) на прием в МБДОУ,
осуществляющую образовательную деятельность по индивидуальной
адаптированной образовательной программе дошкольного образования для
ребенка с ОВЗ;
- мероприятий, направленных на воспитание у детей, педагогов и родителей
гуманного отношения к детям с ОВЗ; проведение опросов, анкетирования с
целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного
образования и др.
При изменении состояния здоровья воспитанников возможны внесения
изменений в индивидуальную адаптированную образовательную программу
дошкольного образования в соответствии с рекомендациями ПМПК и по
согласованию с родителями (законными представителями).
7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».