Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 13 ИНН 6658080750 КПП 665801001 e-mail: mdou13@eduekb.ru ____________________________________________________________________________ 620131 г. Екатеринбург ул. Крауля, 85 а, тел 8 (343) 246-45-34 ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 13 Протокол № 6 от 30.05.2022 Положение об организации инклюзивного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13 Екатеринбург, 2022 1. Общие положения Положение об организации инклюзивного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детском саду комбинированного вида № 13 (далее - МБДОУ) разработано в целях реализации гарантированного права ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) на получение качественных образовательных услуг, создания доступной безбарьерной среды для данной категории в МБДОУ, коррекции нарушений развития, успешной социальной адаптации. Настоящее Положение разработано на основании Федеральных Законов: - № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995; - № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012; - № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012; - Указа Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «О социальной государственной программе «Десятилетие детства в России»; - Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 ПП об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2020 годы»; - Постановление правительства РФ «О плане мероприятий на 2015 - 2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» от 24 апреля 2015 г. N 729-р РП; - Постановление правительства РФ «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» от 31 августа 2016 г. № 1839-р; - Постановление правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» от 15 апреля 2014 г. N 295; - Закона Свердловской области от 19.12.2016 № 148-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Свердловской области»; Настоящее Положение определяет модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МБДОУ по оказанию необходимой специальной поддержки воспитанников с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей через решение следующих задач: - Изучение особенностей образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ. - Организация работы педагогов с воспитанниками с ОВЗ и их взаимодействия. - Определение методов и форм индивидуального сопровождения воспитанников с ОВЗ. - Разработка рекомендаций по индивидуальному сопровождению воспитанников с ОВЗ. В Положении используются следующие понятия: - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее особенности в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; - инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; - адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования - образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ОВЗ одинаковой или сходной нозологии с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; - адаптированная образовательная программа дошкольного образования образовательная программа, адаптированная для обучения конкретного воспитанника с ОВЗ с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию; - доступная среда (безбарьерная среда) - совокупность условий и требований, позволяющих беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию; среда, МБДОУ оборудованная с учетом потребностей воспитанников с ОВЗ и позволяющая вести образ жизни самостоятельно, в том числе получать качественное образование. Инклюзивное образование в МБДОУ может реализовываться через следующие модели: - полная инклюзия - дети с ОВЗ посещают МБДОУ наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по адаптированным программам, в соответствие с учебным планом, а также могут посещать занятия дополнительного образования, клубы, мероприятия, праздники, развлечения и др.; - частичная инклюзия - дети с ОВЗ совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением МБДОУ и обучаются по индивидуальным адаптированным программам, по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями), а также посещают индивидуальные занятия, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно со здоровыми детьми. Они могут посещать занятия дополнительного образования, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-медико3 педагогической комиссии (консилиума МБДОУ). МБДОУ обеспечивает инклюзию образования на месте посредством осуществления следующих видов деятельности: - разрабатывает и утверждает основную и (индивидуальные) адаптированные образовательные программы дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ; - реализует образовательные программы, обеспечивающие совместное обучение воспитанников с ОВЗ и воспитанников, не имеющих нарушений развития; - организует мероприятия по формированию благоприятного психологического климата для воспитанников с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении; - планирует и формирует заявку на прохождение курсов повышения квалификации педагогов по вопросам обучения воспитанников с ОВЗ; - обеспечивает выполнение мероприятий по созданию равного доступа воспитанников с ОВЗ к обучению, по созданию безбарьерной предметнопространственной среды, оснащение МБДОУ специальным, в том числе дидактическим, игровым компьютерным и другим оборудованием; - организует работу воспитателей, обеспечивающих сопровождение воспитанников с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством; - организует взаимодействие в рамках своей компетенции с общественными организациями, РРЦ Свердловской области по сопровождению детей с РАС, МБУ Екатеринбургский центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» по вопросам обучения и сопровождения воспитанников с ОВЗ; - осуществляет контроль за освоением адаптированных (основной и индивидуальных) образовательных программ дошкольного образования. В разработке модели комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ, ресурсном обеспечении организации инклюзивного образования МБДОУ, в реализации модели и корректировке результата участвуют: заведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагог психолог, учителя-логопеды, тьюторы, воспитатели и специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Заведующий МБДОУ: - координирует деятельность педагогов по организации комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ, обеспечению получения общедоступного и бесплатного дошкольного, образования по адаптированной основной (или индивидуальной) образовательной программе дошкольного образования; 4 - проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования. Заместитель заведующего по ВМР: - осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью педагогов по вопросам соблюдения прав воспитанников с ОВЗ на получение бесплатного, доступного и качественного дошкольного образования; - организует работу педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей, специалистов, сопровождающих (родителей, тьюторов), обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством; - планирует и формирует заявку на прохождение курсов повышения квалификации педагогов по вопросам инклюзивного образования. Педагог-психолог: - осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 1,6 до 7 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии детей: ведет собственное обследование, определяет конкретные задачи обучения, вырабатывает методику работы; - готовит по результатам обследования характеристики для прохождения ППк МБДОУ и территориальной ПМПК, подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные комиссией рекомендации; - разрабатывает рекомендации по оказанию воспитанникам с ОВЗ психолого педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные комиссией рекомендации; - организует коррекционно-развивающую деятельность с воспитанником с ОВЗ, направленную на: установление контакта со взрослыми; смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов; стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; формирование целенаправленного поведения; преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений; - оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) воспитанников, педагогам МБДОУ по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ; - принимает участие в разработке и реализации основной и индивидуальных адаптированных образовательных программ для отдельных воспитанников с ОВЗ в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ, в которой прописываются задачи обучения и воспитания ребенка и пути их решения; - проводит в два этапа работу с родителями. На первом этапе работы с 5 родителями в рамках индивидуальной консультации происходит сбор информации, выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей ребенка, осуществляется поддержка семьи ребенка с ОВЗ, которая предусматривает: - снижение эмоционального дискомфорта в связи с диагнозом ребёнка; - поддержание уверенности родителей в возможностях ребёнка; - формирование у родителей адекватного отношения к состоянию ребёнка; - сохранение адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания. На втором этапе работы осуществляется: - психологическая помощь членам семьи; - ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка; - обучение родителей методам воспитания ребенка с ОВЗ, организации его режима, привития навыков самообслуживания, подготовки к школе; - участвует в мероприятиях по инклюзивному образованию: семинарах, конференциях, круглых столах и т.п. Учитель-логопед: - осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 3 -х до 7- ми лет в целях своевременного выявления особенностей в их речевом развитии; - по результатам обследования готовит логопедическое заключение для прохождения консилиума в МБДОУ и территориальной ПМПК, подтверждает, уточняет ранее данные комиссией рекомендации; - принимает участие в разработке и реализации основной и индивидуальных адаптированных образовательных программ для отдельных воспитанников с ОВЗ в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ, в которой прописываются задачи обучения и воспитания ребенка и пути их решения; - оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) воспитанников, работникам образовательных учреждений, других организаций по вопросам диагностики, обучения и сопровождения детей с ОВЗ; - участвует в мероприятиях по инклюзивному образованию: семинарах, конференциях, круглых столах и т.п. Воспитатель, тьютор: - по результатам наблюдений готовит педагогическое заключение для прохождения консилиума в МБДОУ и территориальной ПМПК; - принимает участие в разработке и реализации основной и индивидуальных адаптированных образовательных программ для отдельных воспитанников с ОВЗ в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ, в которой прописываются задачи обучения и воспитания ребенка и пути их решения; 6 Специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре): - принимают участие в разработке и реализации основной и индивидуальных адаптированных образовательных программ для отдельных воспитанников с ОВЗ в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ, в которой прописываются задачи обучения и воспитания ребенка и пути их решения. 2. Организация инклюзивного образования Организация обучения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования». Дети с ОВЗ зачисляются в образовательное учреждение при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья») по заявлению родителей (законных представителей). Для организации инклюзивного образования в учреждении для детей с ОВЗ необходимо иметь заявление родителей (законных представителей) в соответствии с прилагаемой формой, заключение ПМПК с рекомендациями о формах обучения и организации образования. Для организации инклюзивного образовательного процесса необходимо наличие: - положения об инклюзивном образовании в МБДОУ; - образовательной программы учреждения, имеющей соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ; - заключений ПМПК; - адаптированных (основной и индивидуальных) образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ; - заявления от родителя (законного представителя) на прием в МБДОУ, осуществляющую образовательную деятельность по индивидуальной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для ребенка с ОВЗ; - мероприятий, направленных на воспитание у детей, педагогов и родителей гуманного отношения к детям с ОВЗ; проведение опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др. При изменении состояния здоровья воспитанников возможны внесения изменений в индивидуальную адаптированную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями). 7 8