1. Общие положения 1.1. Психолого-педагогический консилиум (далее — ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13 (далее — МБДОУ), с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психологопедагогического сопровождения. 1.2. Задачами ППк являются: 1.2.1. Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения. 1.2.2. Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников. 1.2.3. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования. 1.2.4. Контроль за выполнением рекомендаций ППк. 2. Организация деятельности ППк: 2.1. ППк создается на базе МБДОУ любого типа независимо от ее организационно-правовой формы приказом руководителя. 2.1.1. Для организации деятельности ППк в МБДОУ оформляются: - Приказ руководителя МБДОУ о создании ППк с утверждением состава ППк. - Документация ППк ведется согласно приложению 1. 2.2. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на руководителя МБДОУ. 2.3. Состав ППк: председатель ППк — заместитель заведующего по ВМР, члены ППк: педагог-психолог (секретарь ППк), учителя-логопеды. 2.4. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности. 2.5. Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение 2). Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк. 2.6. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении (приложение 3). Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного воспитанника. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей) воспитанника с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 2.7. При направлении воспитанника на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее — ПМПК) оформляется Представление ППк на воспитанника (приложение 4). Представление ППк на воспитанника для предоставления на ПМПК (выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. 3. Режим деятельности ППк 3.1. Периодичность проведения заседаний ППк – еженедельно. 2 3.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые, 3.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников. 3.4. Внеплановые заседания ППК проводятся при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития воспитанника; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанника в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанника, педагогических и руководящих работников МБДОУ; с целью решения конфликтных ситуаций и в других случаях. 3.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации воспитанника. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника. 3.6. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно. 3.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется МБДОУ самостоятельно. 4. Проведение обследования 4.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого воспитанника. 4.2. Обследование воспитанника специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников МБДОУ с письменного согласия родителей (законных представителей) (приложение 5). 4.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк. 4.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций воспитаннику назначается ведущий специалист: воспитатель, тьютор или другой специалист. Ведущий специалист представляет воспитанника на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости). 4.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. 3 На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. 4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации воспитанника. 5. Содержание рекомендаций ППк. 5.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе: - разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; - разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника/адаптированной образовательной программы; - адаптацию учебных и диагностических материалов; - предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего воспитаннику необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу воспитанников), в том числе на период адаптации воспитанника в МБДОУ временно или на постоянной основе. - другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции МБДОУ. 5.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному образовательному маршруту, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе: - дополнительный выходной день; - организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня/снижение двигательной нагрузки; - предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств (медицинским работником); - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитаннику необходимую техническую помощь; - другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции МБДОУ. 5.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе: - проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с воспитанником; - разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника; - адаптацию учебных и диагностических материалов; - профилактику асоциального (девиантного) поведения воспитанника; - другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции МБДОУ. 5.4.Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей). 5.5.Срок хранения документов ППк – 20 лет. 5 Приложение 1 Документация ППк 1. 2. 3. 4. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк. Положение о ППк. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год. Журнал учета заседаний ППк и воспитанников, прошедших ППк по форме: Дата Тематика заседания Вид консилиума (плановый/внеплановый) Примерные тематики заседаний ППк: - утверждение плана работы ППк; - утверждение плана мероприятий по выявлению воспитанников с особыми образовательными потребностями; - проведение комплексного обследования воспитанника; - обсуждение результатов комплексного обследования; - обсуждение результатов образовательной, воспитательной и коррекционной работы с воспитанником; - зачисление воспитанников на коррекционные занятия; - направление воспитанников в ПМПК; - составление и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов (по форме определяемой образовательной организацией); - экспертиза адаптированных основных образовательных программ; - оценка эффективности и анализ результатов коррекционно-развивающей работы с воспитанниками и другие варианты тематик. 5. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума по форме: п/п ФИО воспитанника, группа Дата рождения Инициатор обращения Повод обращения в ППк Коллегиальное Результат заключение обращения 6. Протоколы заседания ППК. 7. Карта развития воспитанника, получающего психолого-педагогическое сопровождение В карте развития находятся: - результаты комплексного обследования - характеристика или педагогическое представление на воспитанника - коллегиальное заключение консилиума - копии направлений на ПМПК - согласие родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка 5 6 Приложение 1 - вносятся данные об обучении ребенка в группе - данные по коррекционной-развивающей работе, проводимой специалистами психологопедагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается руководящим работникам, педагогам и специалистам, работающим с воспитанником. 8. Журнал направлений воспитанников на ПМПК по форме: п/п ФИО воспитанника, группа Дата Цель рождения направления Причина направления Отметка о получении направления родителями Получено: Далее перечень Документов, переданных родителям (Законным представителям) я, ФИО родителя (законного представителя) пакет Документов получил (а). 20 г. Подпись: Расшифровка: 6 Приложение 4 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 13 ИНН 6658080750 КПП 665801001 e-mail: mbdou13@eduekb.ru Протокол заседания психолого-педагогического консилиума № Дата Присутствовали: И.О. Фамилия (Должность, роль в ППК), И. О. Фамилия (мать/отец ФИО воспитанника). Повестка дня: 1. 2. Ход заседания ППк: 1. 2. Решение ППк: 1. 2. Приложения (характеристики, представления на воспитанника, результаты продуктивной деятельности воспитанника, другие необходимые материалы): 1. 2. Председатель ППк ___________И.О.Фамилия члены ППк: И.О.Фамилия _________ И.О.Фамилия__________ Другие присутствующие на заседании: 7 Приложение 4 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 13 ИНН 6658080750 КПП 665801001 e-mail: mbdou13@eduekb.ru Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума Дата Общие сведения ФИО воспитанника: Дата рождения воспитанника: Группа: Образовательная программа: Причина направления на ППк: Коллегиальное заключение ППк выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-педагогической помощи Рекомендации педагогам Рекомендации родителям Приложение: (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие необходимые материалы): Председатель ППк ______________И.О.Фамилия Члены ППк: И.О.Фамилия ____________ И.О.Фамилия____________ С решением ознакомлен (а) (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен (на) (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен (на) частично, не согласен (на) с пунктами: (подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя) 8 Приложение 4 Представление психолого-педагогического консилиума на воспитанника для предоставления на ПМПК ФИО дата рождения группа Общие сведения: - дата поступления в образовательную организацию; - программа обучения (полное наименование); - форма организации образования: 1. в группе: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, и др.); 2. на дому; 3. в форме семейного образования; 4. сетевая форма реализации образовательных программ; 5. с применением дистанционных технологий - факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другой группы, замена воспитателя (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией, обучение на основе индивидуального образовательного маршрута, надомное обучение, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; - состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок родственные отношения и количество детей/взрослых); - трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствами — в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее, чем З года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком). Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации: 1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: 9 Приложение 4 качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало). 10 11 2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает). З. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная. 4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации3 5. Динамика освоения программного материала: - программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОШАОП); соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или, для обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения) или, для обучающегося по программе основного, среднего, профессионального образования: достижение образовательных результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях: (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется) истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 7. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом — указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов. 9. Характеристики: увлечения, интересы, (перечислить, отразить их значимость для воспитанника, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний — например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); дополнительны занятия; отношение к занятиям (наличие предпочитаемых занятий любимых педагогов); отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); характер общения со сверстниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); - значимость общения со сверстниками в системе ценностей воспитанника (приоритетная, второстепенная); 11 12 - способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»); - самосознание (самооценка); - совершенные в прошлом или текущие; - оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает наоборот); отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена). Поведенческие Девиации проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к животным), склонность к насилию; сквернословие; проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать); отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость); повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных групп сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.); - дезадаптивные черты личности (конкретизировать). 10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать). 11. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы. Дата составления Документа Подпись председателя ППк Печать образовательной организации 12 Приложение 5 Согласие родителей (законных представителей) воспитанника на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк я, __________________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) воспитанника ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ (номер, серия паспорта, когда и кем выдан) являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть) (ФИО, группа, Дата рождения) Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования Дата _________(подпись)___________ (расшифровка подписи)___________________ 13