Рабочая программа воспитания МБДОУ № 13 на 2023-2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 13
620131, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Крауля 85а
телефон 8 (343) 246-45-34 e-mail: mdou13@eduekb.ru

Принято Педагогическим советом
МБДОУ - детского сада
комбинированного вида
№ 13
протокол № 5 от 30.05.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13
на 2023-2024 образовательный период

Приложение № 5
к ООПДО МБДОУ-детского сада
комбинированного вида № 13

Екатеринбург, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБДОУ-детского сада комбинированного вида № 13 (далее
Программа), разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №
30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее –
ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте
России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о
человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде 1
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные
ценности российского общества. Традиционные ценности – это нравственные ориентиры,
формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению,
лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного
пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное,
самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального
народа России2.
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям
российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России3.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании
воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления
воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления
Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 31, ст. 5063)
2 Пункт 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных
ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
3 Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных
ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
1

2

воспитания.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с
традиционными ценностями российского общества.
С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребёнок, в
программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных
отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с
другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том
числе системой дополнительного образования детей.
Цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОО:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих
общностей.
Направления воспитания.
Патриотическое направление воспитания.
1) Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у
ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца
(созидателя), ответственного за будущее своей страны.
2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него
нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему
краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм),
ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей
образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.

3

4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма
наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье,
стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает
развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);
«патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и
процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные,
например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на
развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
Духовно-нравственное направление воспитания.
1) Цель духовно-нравственного направления воспитания – формирование способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию,
индивидуальноответственному поведению.
2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовнонравственного
направления воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностносмысловой
сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско- взрослой общности,
содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.
Социальное направление воспитания.
1) Цель
социального направления воспитания – формирование ценностного
отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий
язык с другими людьми.
2) Ценности – семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование
ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно
выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива
ребёнка в детско- взрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком
моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить
в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение
к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения
усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений,
формированием навыка культурного поведения.
Познавательное направление воспитания.
1) Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.
2) Ценность – познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все
стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования
умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и
духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как
4

знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.
4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление
целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное
отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Физическое и оздоровительное направление воспитания.
1) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного
отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными
гигиеническими навыками и правилами безопасности.
2) Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и
укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной
ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия
человека.
Трудовое направление воспитания.
1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
2) Ценность – труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку
привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и
нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям.
Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда.
Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию
ответственности за свои действия.
Эстетическое направление воспитания.
1) Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у ребёнка
ценностного отношения к красоте.
2) Ценности – культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и
умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих
внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его
духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка,
чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного
вкуса.
Целевые ориентиры воспитания.
1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития
ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как
обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
2) В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не
осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
5

сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Направление
воспитания
Патриотическое

Родина, природа

Духовно
нравственное

Жизнь,
милосердие, добро

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Познание

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Трудовое

Труд

Эстетическое

Культура и красота

Ценности

Целевые ориентиры
Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что такое «хорошо»
и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий
интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к
самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении.
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.
Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
здоровья - физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное
поведение и другое; стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям
и подвижным играм, стремление к личной и
командной победе, нравственные и волевые
качества.
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых действиях. Стремящийся к
результативности, самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в быту, в
игровой и других видах деятельности
(конструирование, лепка, художественный труд,
детский дизайн и другое).
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на
красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный к творческой деятельности
(изобразительной, декоративно-оформительской,
музыкальной, словесноречевой, театрализованной
и другое).

6

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы
Направление
воспитания
Патриотическое

Родина, природа

Духовно
нравственное

Жизнь,
милосердие, добро

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Познание

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

Трудовое

Труд

Ценности

Целевые ориентиры
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий традиционные
ценности, ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому
горю, проявлять заботу; Самостоятельно
различающий основные отрицательные и
положительные человеческие качества, иногда
прибегая к помощи взрослого в ситуациях
морального выбора.
Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми. Владеющий основами речевой
культуры. Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в самовыражении, в
том числе творческом. Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании. Обладающий
первичной картиной мира на основе традиционных
ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены
и безопасного поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья
и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах
спорта и активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
7

Направление
воспитания
Эстетическое

Ценности
Культура и красота

Целевые ориентиры
Способный
воспринимать
и
чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.

Содержательный раздел Программы воспитания.
Уклад образовательной организации.
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОО, определяет мировосприятие,
гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детсковзрослых общностей в пространстве дошкольного образования.
Уклад ДОО – это её необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания. Уклад
задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений:
руководителей ДОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала,
воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения
ДОО.
Уклад включает:
цель и смысл деятельности ДОО, её миссию;
принципы жизни и воспитания в ДОО;
образ ДОО, её особенности, символику, внешний имидж;
отношение к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и
партнерам ДОО;
ключевые правила ДОО;
традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОО;
особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО;
социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО (учитывает
этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности).
Воспитывающая среда образовательной организации.
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе.
Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих
возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к
традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого происходит
процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными характеристиками
воспитывающей среды являются её содержательная насыщенность и структурированность.
Воспитывающая среда включает:
условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к
окружающему миру, другим людям, себе;
условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в
соответствии с традиционными ценностями российского общества;
условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого
взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая
разновозрастное детское сообщество.
Задачи воспитания
Поскольку в ДОО создан единый воспитательно-образовательный процесс, то в ней в
комплексе решеются воспитательные, обучающие и развивающие задачи педагогического
8

процесса. Задачи по воспитанию базовых ценностей интегрируются с воспитательными
задачами, реализуемыми при реализации образовательных областей (таблица 1)

9

10

Таблица 1

Задачи рабочей программы воспитания, связанные с базовыми ценностями и воспитательными задачами,
реализуемыми в рамках образовательных областей
Направления
воспитания и
базовые ценности
Патриотическое
направление
воспитания
В основе лежат
ценности «Родина»
и «Природа»

Духовнонравственное
направление
воспитания

Цель

Задачи

Формирование у ребёнка
личностной позиции
наследника традиций и
культуры, защитника
Отечества и творца
(созидателя),
ответственного за
будущее своей страны

• Формировать «патриотизм
наследника», испытывающего
чувство гордости за наследие своих
предков (предполагает приобщение
детей к истории, культуре и
традициям нашего народа:
отношение к труду, семье, стране и
вере)
• Формировать «патриотизм
защитника», стремящегося
сохранить это наследие
(предполагает развитие у детей
готовности преодолевать трудности
ради своей семьи, малой родины)
• Воспитывать «патриотизм
созидателя и творца», устремленного
в будущее, уверенного в
благополучии и процветании своей
Родины (предполагает конкретные
каждодневные дела, направленные,
например, на поддержание чистоты и
порядка, опрятности и аккуратности,
а в дальнейшем - на развитие всего
своего населенного пункта, района,
края, Отчизны в целом)
• Развивать ценностносмысловую
сферу дошкольников на основе
творческого взаимодействия в
детско- взрослой общности

Формирование
способности к
духовному развитию,
нравственному

Задачи образовательных областей
• Воспитывать ценностное
отношения к культурному
наследию своего народа, к
нравственным и культурным
традициям России
• Приобщать к отечественным
традициям и праздникам, к
истории и достижениям родной
страны, к культурному наследию
народов России
• Воспитывать уважительное
отношение к государственным
символам страны (флагу, гербу,
гимну);
• Приобщать к традициям и
великому культурному наследию
российского народа

Образовательные
области
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие

Художественноэстетическое
развитие

• Воспитывать любовь к своей
Социальносемье, своему населенному пункту, коммуникативное
родному краю, своей стране
развитие
• Воспитывать уважительное

Направления
воспитания и
базовые ценности
В основе лежат
ценности «Жизнь»,
«Милосердие»,
«Добро»

Социальное
направление
воспитания
В основе лежат
ценности
«Человек»,
«Семья»,
«Дружба»,

Цель
самосовершенствованию,
индивидуальноответственному
поведению

Формирование
ценностного отношения
детей к семье, другому
человеку,
развитие
дружелюбия,
умения
находить общий язык с
другими людьми

Задачи
• Способствовать освоению
социокультурного опыта в его
культурно-историческом и
личностном аспектах

• Способствовать освоению детьми
моральных ценностей
• Формировать у детей нравственные
качества и идеалов
• Воспитывать стремление жить в
соответствии с моральными
принципами и нормами и воплощать
их в своем поведении. Воспитывать

Задачи образовательных областей
отношение к ровесникам,
родителям (законным
представителям), соседям, другим
людям вне зависимости от их
этнической принадлежности
• Воспитывать социальные
чувства и навыки: способность к
сопереживанию, общительность,
дружелюбие
• Формировать навыки
сотрудничества, умения соблюдать
правила, активной личностной
позиции
• Создавать условия для
возникновения у ребёнка
нравственного, социально
значимого поступка, приобретения
ребёнком опыта милосердия и
заботы;
• Воспитывать отношение к
родному языку как ценности,
развивать умение чувствовать
красоту языка, стремление
говорить красиво (на правильном,
богатом, образном языке).
• Содействовать становлению
целостной картины мира,
основанной на представлениях о
добре и зле, прекрасном и
безобразном, правдивом и ложном
• Воспитывать уважения к людям
– представителям разных народов

Образовательные
области

Речевое развитие

Социальнокоммуникативное
развитие

Познавательное
развитие

12

Направления
воспитания и
базовые ценности
«Сотрудничество»

Познавательное
В основе лежит
ценность
«Познание»

Цель

Задачи
уважение к другим людям, к законам
человеческого общества.
Способствовать накоплению у детей
опыта социально-ответственного
поведения
• Развивать нравственные
представления, формировать навыки
культурного поведения

Формирование ценности
познания

• Воспитывать у ребёнка стремление
к истине, способствовать
становлению целостной картины
мира, в которой интегрировано
ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру,
людям, природе, деятельности
человека

Задачи образовательных областей

Образовательные
области

России независимо от их
этнической принадлежности;
• Способствовать овладению
детьми формами речевого этикета,
отражающими принятые в
обществе правила и нормы
культурного поведения

Речевое развитие

• Создавать условия для
выявления, развития и реализации
творческого потенциала каждого
ребёнка с учётом его
индивидуальности,
• Поддерживать готовности детей
к творческой самореализации и
сотворчеству с другими людьми
(детьми и взрослыми)
• Воспитывать активность,
самостоятельность, уверенности в
своих силах, развивать
нравственные и волевые качества
• Воспитывать отношение к
знанию как ценности, понимание
значения образования для
человека, общества, страны
• Воспитывать уважительное,
бережное и ответственное
отношения к природе родного
края, родной страны
• Способствовать приобретению
первого опыта действий по
сохранению природы.

Художественноэстетическое
развитие

Физическое
развитие
Познавательное
развитие

13

Направления
воспитания и
базовые ценности

Физическое и
оздоровительное
В основе лежат
ценности
«Здоровье»,
«Жизнь»

Трудовое
В основе лежит
ценность «Труд»

Эстетическое
В основе лежат
ценности

Цель

Задачи

Задачи образовательных областей

• Формировать целостную картину
мира на основе интеграции
интеллектуального и
эмоционально-образного способов
его освоения детьми
Формирование
• Способствовать становлению
• Развивать навыки здорового
ценностного отношения
осознанного отношения к жизни как образа жизни
детей к здоровому образу основоположной ценности
• Формировать у детей
жизни, овладение
• Воспитывать отношение здоровью
возрастосообразных
элементарными
как совокупности физического,
представлений о жизни, здоровье и
гигиеническими
духовного и социального
физической культуре
навыками и правилами
благополучия человека
• Способствовать становлению
безопасности
эмоционально-ценностного
отношения к здоровому образу
жизни, интереса к физическим
упражнениям, подвижным играм,
закаливанию организма, к
овладению гигиеническим нормам
и правилами
• .
Формирование
• Поддерживать привычку к
• Поддерживать трудовое усилие,
ценностного отношения
трудовому усилию, к доступному
формировать привычку к
детей к труду,
напряжению физических,
доступному дошкольнику
трудолюбию и
умственных и нравственных сил для напряжению физических,
приобщение ребёнка к
решения трудовой задачи;
умственных и нравственных сил
труду
• Воспитывать стремление приносить для решения трудовой задачи
пользу людям
• Формировать способность
бережно и уважительно относиться
к результатам своего труда и труда
других людей.
Становление у детей
• Воспитывать любовь к
• Воспитывать эстетические
ценностного отношения
прекрасному в окружающей
чувства (удивление, радость,
к красоте
обстановке, в природе, в искусстве, в восхищение, любовь) к различным

Образовательные
области
Художественноэстетическое
развитие
Физическое
развитие

Социальнокоммуникативное
развитие

Художественноэстетическое
развитие

14

Направления
воспитания и
базовые ценности
«Культура» и
«Красота»

Цель

Задачи
отношениях, развивать у детей
желание и умение творить

Задачи образовательных областей

Образовательные
области

объектам и явлениям
окружающего мира (природного,
бытового, социокультурного), к
произведениям разных видов,
жанров и стилей искусства (в
соответствии с возрастными
особенностями)
• Приобщать к традициям и
великому культурному наследию
российского народа, шедеврам
мировой художественной
культуры с целью раскрытия
ценностей «Красота», «Природа»,
«Культура»
• Способствовать становлению
эстетического, эмоциональноценностного отношения к
окружающему миру для
гармонизации внешнего мира и
внутреннего мира ребёнка
• Формировать целостную картину
мира на основе интеграции
интеллектуального и
эмоционально-образного способов
его освоения детьми
• Создавать условия для
выявления, развития и реализации
творческого потенциала каждого
ребёнка с учётом его
индивидуальности
• Поддерживать готовность детей
к творческой самореализации

15

Формы совместной деятельности в образовательной организации.
1) Работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного
единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО.
Разработчиками рабочей программы воспитания учтены и описаны виды и формы деятельности по организации сотрудничества
педагогов и родителей (законных представителей), используемые в ДОО в процессе воспитательной работы (указываются конкретные
позиции, имеющиеся в общеобразовательной организации или запланированные): родительское собрание; педагогические лектории;
родительские конференции; круглые столы;
родительские клубы, клубы выходного дня; мастер-классы;
иные формы взаимодействия, существующие в ДОО.
Указанные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) являются примерными. Разработчики могут указать
любые иные актуальные для ДОО формы.
2) События образовательной организации.
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребёнком
собственного опыта переживания той или иной ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно
возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно
реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей
российского общества. Это поможет каждому педагогу спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком.
3) Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и
ребёнка по освоению ООП ДО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОО.
Разработчикам рабочей программы воспитания необходимо описать основные виды организации совместной деятельности и
отметить как воспитательный потенциал.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ДОО можно отнести (указываются
конкретные позиции, имеющиеся в ДОО или запланированные):
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта;

чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и
чтение стихов наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды- инсценировки;
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное),
экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение спектаклей, выставок;
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие); демонстрация собственной нравственной позиции
педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий
взгляд).
Организация предметно-пространственной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать совместную деятельность
педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе (указываются конкретные позиции, имеющиеся в ДОО или запланированные):
знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО; компоненты среды, отражающие региональные, этнографические
и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО;
компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность;
компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности;
компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей;
компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых
технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;
компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека
и государства;
компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни,
физической культуры и спорта;
компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций
многонационального российского народа.
Необходиым инструментом решения воспитательных задач в ДОО является комплект «Бабушкины сказки»
17

Социальное партнерство.
Постоянный социальный партнер МБДОУ - Региональный ресурсный центр «Аутизм», при постоянной информационной,
методической, консультационной поддержке специалистов которого, проводится регулярное обучение педагогических работников,
задействованных в реализации инклюзивных практиках и их супервизия.
МБДОУ является базовой площадкой для прохождения практики студентов СОПК, УрГПУ, УрФУ.
МАОУ СОШ № 171 и МБДОУ реализуют деятельность по преемственности программ ДОО и НОО, в рамках которой реализуются
совместные акции и мероприятия.
Организационный раздел Программы воспитания.
1)
Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОО не зависит от наличия (отсутствия) у ребёнка особых образовательных
потребностей.
В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат традиционные ценности российского общества. В ДОО созданы особые условия
воспитания (материально-технические - Ресурсная комната, оборудованная игровыми и сенсорными пособиями, сеснорные доски, набор
Киннект; кадровые – тьюторская поддержка, психолого-педагогическая служба; организационные – консультирование семей детей с ООП
)для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, и так далее),
одаренные дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребёнка независимо от его особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему
оптимальную социальную ситуацию развития.
В ДОО созданы следующие условия, обеспечивающие достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в
которых каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и
средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с
учётом необходимости развития личности ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе
18

социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной
социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом
особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной,
когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребёнку с особыми образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного возраста с особыми
образовательными потребностями.

В Программе используются следующие сокращения и определения:
дескриптор
ДО
ДОО
НОО
ОО
Портрет гражданина России 2035
ФГОС ДО

лексическая единица (словосочетание) Портрета выпускника ДО в части воспитания, описывающая
уточняющую характеристику «Портрета Гражданина России 2035 года», для человека, освоившего
программу дошкольного образования
дошкольное образование
дошкольная(ые) образовательная(ые) организация(и)
начальное общее образование
образовательная(ые) организация(и)
формирует единые ориентиры для социализации и развития личности по всем уровням образования,
обеспечивая их преемственность.
Используются как основа для разработки портретов выпускника по уровням образования.
Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования

Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

19

В процессе освоения ценностных ориентаций личность строит определенную траекторию своего движения, сообразуясь с ценностями
самопознания,
самооценки
и саморазвития.
Методологической основой Программы воспитания является культурно-исторический подход Л.С. Выготского и системнодеятельностный подход. Программа основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных определении воспитания, содержащимся в
Федеральном законе «Об образовании в РФ»4: формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи: развитие субъектности и личности ребенка в
деятельности; личностно ориентированной педагогики сотрудничества; развитие личности ребенка в контексте сохранения его
индивидуальности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержания воспитания; идея об онтологической (бытийной)
детерминированности
воспитания;
идея
о личностном смысле и ценности воспитания, о сущности детства как сензитивном периоде воспитания; теории об амплификации
(обогащении) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания построена на основе ценностного подхода, предполагающего присвоение ребенком дошкольного возраста
базовых
ценностей
и опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей̆
ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие.
Принцип субъектности. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности; воспитание
самоуважения, привычки к заботе о себе, формирование адекватной самооценки и самосознания.
Принцип
интеграции.
Комплексный
и
системный
подходы
к
содержанию
и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры,
духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.

Ст.2 Федерального Закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся
20
4

Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками
образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип учета возрастных особенностей. Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным
особенностям ребенка.
Принципы индивидуального и дифференцированного подходов. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей,
индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п.
Принцип
культуросообразности.
Воспитание
основывается
на
культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка,
побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении
собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз,
воспитание
через
призму
безопасности
и безопасного поведения.
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе
приобщения к культурным ценностям и их освоения.
Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их
физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.
Конструирование воспитательной среды МБДОУ строится на основе следующих элементов: социокультурный контекст,
социокультурные ценности, уклад, воспитывающая среда, общность, деятельность и событие. Каждая из этих категорий обеспечивает
целостность содержания и имеет свое наполнение для решения задач воспитания и становления личности ребенка.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Все виды детской деятельности опосредованы разными типами
активностей:
−
предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой
деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
21

−
культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний,
полученных
от
взрослого
и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
−
свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои
базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

22

Преемственность в результатах освоения Программы воспитания
Преемственность в результатах освоения Программы обеспечивается планированием результатов воспитания по основным
направлениям:
− развитие основ нравственной культуры;
− формирование основ семейных и гражданских ценностей;
− формирование основ гражданской идентичности;
− формирование основ социокультурных ценностей;
− формирование основ межэтнического взаимодействия;
− формирование основ информационной культуры;
− формирование основ экологической культуры;
− воспитание культуры труда.
Направления
воспитания
Развитие основ
нравственной
культуры

Планируемые результаты воспитания на уровне ДО
−
−
−

Формирование основ
семейных и
гражданских
ценностей

−
−
−
−
−
−
−
−

обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства;
активно взаимодействует
со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
имеет представления о семейных ценностях, семейных традициях, бережное отношение к ним;
проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье;
проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
имеет первичные представления о гражданских ценностях, ценностях истории, основанных на национальных традициях, связи поколений,
уважении к героям России;
имеет представление о символах государства: Флаг и Герб Российской Федерации и символику субъекта Российской Федерации, в
котором проживает;
проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм, уважение
к правам и обязанностям человека;
имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
проявляет познавательный интерес

−
−

Формирование основ
гражданской
идентичности

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

Формирование основ

−
−
−
−
−
−
−
−
−

к важнейшим событиям истории России и ее народов, к героям России;
проявляет уважение
к защитникам Родины;
проявляет интерес
к государственным праздникам и желания участвовать в праздниках
и их организации
в образовательной организации.
имеет первичные представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых, предметного мира
и себя в этом мире;
проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностного отношения к окружающим людям, предметному миру, к себе;
испытывает чувства гордости, удовлетворенности, стыда от своих поступков, действий и поведения;
доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение;
демонстрирует способность выразить себя в игровой, досуговой деятельности и поведении в соответствии с нравственными ценностями;
самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками (умение договариваться, взаимодействовать в игровых отношениях в рамках игровых правил и т.д.);
преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками в
зависимости от ситуации;
способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой ценностей;
выражает познавательный интерес
к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами и
ценностями;
экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении;
способен самостоятельно действовать, в случае затруднений обращаться за помощью;
осознает преимущества совместного поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации или принятия решений;
использует принятые в обществе правила коммуникации (спокойно сидеть, слушать, дать возможность высказаться);
слушает и уважает мнения других людей;
идет навстречу другому при несовпадающих интересах и мнениях, найти компромисс
и совместно прийти к решению, которое поможет достигнуть баланса интересов;
соотносит свое поведение с правилами и нормами общества.
управляет своим эмоциональным состоянием;
имеет свое мнение, может его обосновать;
оказывает позитивное влияние на свое окружение;
осознанно принимает решения и несет за них ответственность;
способен управлять своим поведением, планировать свои действия;
старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно;
проявляет поведение, которое в основном определяется представлениями о хороших и плохих поступках.
демонстрирует интерес к поиску и открытию информации;
24

социокультурных
ценностей

−
−
−
−
−
−

−
−
−
−
Формирование основ
межэтнического
взаимодействия

−
−
−
−
−
−
−

Формирование основ
информационной
культуры

−
−
−

проявляет инициативу в реализации собственных замыслов;
Инициативен в получении новой информации и практического опыта, мотивируя ее потребностью в саморазвитии и желанием помогать
другим людям, взаимодействовать
с ними в решении посильных, но серьезных общественных задач;
владеет основами управления своим поведением и эмоциями в обществе, способен сдерживать негативные импульсы и состояния;
знает и выполняет нормы и правила поведения в общественных местах
в соответствии с их спецификой (детский сад, транспорт, поликлиника, магазин, музей, театр и пр.);
умеет донести свою мысль с использование разных средств общения до собеседника на основе особенностей его личности (возрастных,
психологических, физических);
имеет первичные представления
о социокультурных ценностях, основанных на знаниях национальных традиций
и обычаев, на уважении к произведениям культуры
и искусства;
проявляет интерес, любознательность к различным видам творческой деятельности;
способен выразить себя в доступных видах деятельности в соответствии с социокультурными ценностями;
проявляет потребности к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательной организации;
эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного
и профессионального искусства.
имеет представления об этических нормах взаимоотношений между людьми разных этносов, носителями разных убеждений,
представителями различных культур;
имеет первичные представления
о многонациональных народах России, об этнокультурных традициях, фольклоре народов России;
понимает, что все люди имеют равные права;
спокойно реагирует на непривычное поведение других людей, стремится обсудить его с взрослыми;
не применяет физического насилия
и вербальной агрессии в общении с другими людьми;
способен отстаивать свое достоинство и свои права
в обществе сверстников
и взрослых с помощью рациональной аргументации.
помогает менее защищенным и слабым сверстникам отстаивать
их права и достоинство.
осознанно выполняет правила здоровьесбережения и техники безопасности при использования разных средств сетевой среды и
виртуальных ресурсов;
использует простые средства сетевого взаимодействия для установления общественно полезных и продуктивных контактов с другими
людьми;
понимает прагматическое назначение цифровой среды и ее рациональные возможности в получении и передаче информации, создании
общественно полезных продуктов и т.д.
25

Формирование основ
экологической
культуры

−

−
−
−
Воспитание культуры −
труда
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

имеет первичные представления
об экологических ценностях, основанных на заботе о живой и неживой природе, родном крае, бережном отношении к собственному
здоровью;
проявляет разнообразные нравственные чувства, эмоционально-ценностного отношения к природе;
имеет начальные знания о традициях нравственно-этическом отношении к природе в культуре России, нормах экологической этики;
проявляет желание участвовать в экологических проектах, различных мероприятиях экологической направленности.
выслушивает замечания и адекватно реагирует на него (эмоционально, вербально);
выражает и отстаивает свою позицию, а также способен принять позицию другого человека (сверстника, взрослого), подкрепленную
аргументами;
не принимает лжи и манипуляции (в собственном поведении и со стороны других людей);
стремится выявить несправедливость и встать
на защиту несправедливо обиженного;
выполняет разные виды заданий, поручений, просьб, связанных с гармонизацией общественного окружения;
может выступать в разных ролях: в роли организатора, в роли исполнителя в деловом, игровом, коммуникативном взаимодействии;
оказывает посильную практическую и психологическую помощь другим людям (сверстникам и взрослым) по их просьбе и собственной
инициативе;
имеет первичные представления о ценностях труда, о различных профессиях;
проявляет навыки сотрудничества
со сверстниками и взрослыми
в трудовой деятельности;
активно участвует
в общественно полезной деятельности;
умеет выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах трудовой деятельности.

Содержание Программы воспитания
Содержание Программы воспитания на основе формирования ценностей в МБДОУ
Содержание
Программы
воспитания,
в
соответствии
с
Федеральным
Законом
от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие
мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать
развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями».
26

Содержание Рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей,
обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества:
− социально-коммуникативное развитие;
− познавательное развитие;
− речевое развитие;
− художественно-эстетическое развитие;
− физическое развитие.
Требования ФГОС ДО к содержанию Программы в соответствии с образовательными областями 5
Таблица 4
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие

Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие
5

Содержание
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве
и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира.
Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой.
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие
музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
27

Физическое
развитие

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В соответствии с направлениями Программы воспитания, определенными на основе базовых ценностей воспитания, каждое из направлений
раскрывается в комплексе задач, форм и видов деятельности.
Содержание направлений Программы воспитания, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования
Таблица 5
Направления
воспитания
Развитие основ
нравственной
культуры

Формирование
семейных

Общие задачи воспитания при реализации программ воспитания в МБДОУ,
соотнесенных с проектом Портрета выпускника МБДОУ
Развивать у ребенка:
− Нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбия,
взаимопомощи, ответственности
и заботы.
− Представления о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, честности, милосердия, прощении.
− Основные понятия нравственного самосознания – совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность.
− Нравственные качества: заботливое отношение к младшим и старшим.
− Умения строить отношения в группе на основе взаимоуважения и взаимопомощи, находить выход из конфликтных ситуаций, не обижать других,
прощать обиды, заступаться за слабых, проявлять солидарность и толерантность к другим людям, преодолевать агрессию и гнев, сохранять
душевно спокойствие.
− Формы нравственного поведения, опираясь на примеры нравственного поведения исторических личностей, литературных героев, в повседневной
жизни.
− Умения оценивать свои поступки в соответствии с этическими нормами, различать хорошие и плохие поступки.
− Умения признаться в плохом поступке и проанализировать его.
− Способность брать ответственность за свое поведение, контролировать свое поведение по отношению к другим людям.
− Способность выражать свои мысли и взгляды, а также возможность влиять на ситуацию.
− Способность участвовать в различных вида совместной деятельности и принятии решений.
− Представления о правилах поведения, о влиянии нравственности на здоровье человека и окружающих людей.
− Первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях, о правилах этики.
− Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных
фильмов и телевизионных передач.
− Представление о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека некоторых компьютерных игр, кино и
телевизионных передач.
Развивать у ребенка:
− Представление о семье, роде, семейных обязанностях, семейных традициях.
28

ценностей

Формирование
основ
гражданской
идентичности

Формирование
основ
межэтнического
взаимодействия
(Воспитание
уважения к людям
других
национальностей)

Формирование
основ
социокультурных

−
−
−

Уважение к свой семье, фамилии, роду.
Представление о материнстве, отцовстве, о ролевых позициях в семье.
Чувства уважения к собственной семье, к семейным традициям, праздникам,
к семейным обязанностям.
− Чувства осознания семейных ценностей, ценностей связей между поколениями.
− Терпимое отношение к людям, участвующим в воспитании ребенка.
− Умения достигать баланс между стремлениями к личной свободе и уважением близких людей, воспитывать в себе сильные стороны характера,
осознавать свои ценности, устанавливать приоритеты.
− Навыки конструктивного общения и ролевого поведения.
− Интерес к биографии и истории семьи других детей.
Развивать у ребенка:
− Представления о символах государства – Флаге, Гербе Российской Федерации,
о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация;
− Элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.
− Высшие нравственные чувства: патриотизм, гражданственность, уважение
к правам и обязанностям человека.
− Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека
в обществе.
− Уважительное отношение к русскому языку как государственному, а также языку межнационального общения.
− Стремление и желание участвовать в делах группы.
− Уважение к защитникам Родины.
− Представления о героях России и важнейших событиях истории России и ее народов.
− Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края, в котором находится
образовательная организация.
Развивать у ребенка:
− Умение воспринимать собственные взгляды как одну из многих различных точек зрения.
− Представления о народах России, об их общей исторической судьбе.
− Интерес к разным культурам, традициям и образу жизни других людей.
− Уважение к культурным и языковым различиям.
− Сознательное негативное отношение к проявлению доступных его пониманию форм дискриминации или оскорблений (например, неуважение,
частично неосознанное игнорирование) или обобщение с социальными маргинальными группами, языковыми и этническими меньшинствами.
− Умение уважать непохожесть других людей, даже если дети до конца
не понимают ее.
− Способы взаимодействия с представителями разных культур.
Развивать у ребенка:
− Представления о душевной и физической красоте человека.
− Эстетические вкусы, эстетические чувства, умение видеть красоту природы, труда и творчества;
29

ценностей
(Воспитание
ценностного
отношения к
прекрасному,
формирование
представлений об
эстетических
идеалах и
ценностях)
Формирование
основ
экологической
культуры
(Воспитание
ценностного
отношения к
природе,
окружающей
среде
(экологическое
воспитание)
Воспитание
культуры труда
(Воспитание
трудолюбия,
творческого
отношения к
труду)

−
−
−
−
−
−

Интерес к произведениям искусства, литературы, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке.
Интерес к занятиям художественным творчеством и желание заниматься творческой деятельностью.
Бережное отношение к фольклору, художественным промыслам и ремеслам, произведениям культуры и искусства, зданиям, сооружениям,
предметам, имеющим историко-культурную значимость, уникальных в историко-культурном отношении.
Интерес к народным промыслам и желание заниматься техниками, используемыми в народных промыслах.
Способность с уважением и интересом относится к другим культурам.
Отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Развивать у ребенка:
− Интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.
− Чуткое, бережное и гуманное отношение ко всем живым существам и природным ресурсам.
− Умение оценивать возможность собственного вклада в защиту окружающей среды и бережного обращения с ресурсами.
− Начальные знания об охране природы.
− Первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы
на человека.
− Представления об особенностях здорового образа жизни.

Развивать у ребенка:
− Уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников.
− Начальные представления об основных профессиях, о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества.
− Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации проектов.
− Умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий, проектов.
− Умения соблюдать порядок в процессе игровой, трудовой, продуктивной и других видах деятельности.
− Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей.
− Отрицательное отношение к лени и небрежности в различных видах деятельности, небережливому отношению к результатам труда людей.

30

Виды и формы деятельности
Виды и формы деятельности реализуются в МБДОУ на основе последовательных циклов, которые при необходимости могут повторяться
в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.
Эти циклы представлены следующими элементами:
− погружение – знакомство, которое реализуется в различных формах: чтение, просмотр, экскурсии и пр.;
− разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
− организация события, в котором воплощается смысл ценности.
Последовательность циклов может изменяться. Например, цикл может начинаться
с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение
к культурному содержанию на основе ценности.
События, формы и методы работы по реализации каждой ценности в пространстве воспитания могут быть интегративными. Например,
одно и тоже событие может быть посвящено нескольким ценностям одновременно.
Каждый педагог разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В течение всего года воспитатель осуществляет
педагогическую диагностику, на основе наблюдения за поведением детей.
В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.
Виды деятельности:
−
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами идругие виды игры,
−
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
−
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира иэкспериментирования с ними),
−
восприятие художественной литературы и фольклора,
−
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
−
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
Виды деятельности:
−
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами идругие виды игры,
−
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
−
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира иэкспериментирования с ними),
−
восприятие художественной литературы и фольклора,
−
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
31

−
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
−
природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
−
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах)
−
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Формы организации деятельности
−
игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;
−
тематический модуль, коллекционирование,
−
чтение, беседа/разговор, ситуации,
−
конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,
−
проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии,пешеходные прогулки.
−
мастерская, клубный час,
−
праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,
−
театрализованные игры, инсценировки.
−
природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
−
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах)
−
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Формы организации деятельности
−
игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;
−
тематический модуль, коллекционирование,
−
чтение, беседа/разговор, ситуации,
−
конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,
−
проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии,пешеходные прогулки.
−
мастерская, клубный час,
−
праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,
−
театрализованные игры, инсценировки.

32

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
в процессе реализации Программы воспитания
В целях реализации социокультурного потенциала региона для развития ребенка, работа с родителями/законными представителями
детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения
МБДОУ.
Ценностное единство и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада МБДОУ,
в которой строится воспитательная работа.
С целью построения сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы
используются следующие виды и формы деятельности:
Групповые формы работы:
− Родительский комитет МБДОУ участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей.
− Семейные клубы, участвуя в которых родители могут получать рекомендации от профессиональных психологов, педагогов,
ученых, общественных деятелей, социальных работников и обмениваться собственным опытом в пространстве воспитания детей
дошкольного возраста.
− Педагогические гостиные, посвященные вопросам воспитания мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением
специалистов.
− Родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем воспитания детей дошкольного возраста.
− Взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы на интернет-сайте МБДОУ, посвященные обсуждению
интересующих родителей вопросов воспитания; виртуальные консультации психолога и педагогов.
Индивидуальные формы работы:
− Работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка дошкольного
возраста.
− Участие родителей в психолого-педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с
воспитанием ребенка.
− Участие родителей (законных представителей) и других членов семьи дошкольника в реализации проектов и мероприятий
воспитательной направленности.
33

− Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей)
c целью координации воспитательных усилий педагогического коллектива
и семьи.
Организационные условия реализации Программы воспитания
Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее
реализации, включающих:
− обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной среды;
− оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам
воспитания;
− создание уклада МБДОУ, отражающего сформированность готовности всех участников образовательного процесса
руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды
совместной деятельности. Уклад МБДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на
уровень НОО;
− современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими
материалами и средствами обучения и воспитания;
− наличие
профессиональных
кадров
и
готовность
педагогического
коллектива
к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
− учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа
воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).
Воспитательный процесс в ДОО строится на следующих принципах:
− неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка,
− соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка;
− создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников;
34

−

системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.
Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы, направленная на создание социально-психологических
условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
− Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
− Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их
общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
− Развитие в детях умения чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
− Углубление содержания работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
− Установление равноправных, партнерских отношений с семьями воспитанников.
− Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности
образовательного процесса;
− Творческая организация (креативность) образовательного процесса;
− Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и
наклонностями каждого ребенка;
− Уважительное отношение к результатам детского творчества;
− Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
− Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;
− Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
− Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
− Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности
дошкольников не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования;
− Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с
дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
35

Позиция педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко
реагировать на проблемы с учетом изменений.
Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные
сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый
выступает как носитель культурного наследия общества, передавая их ребенку и обеспечивая его развитие путем организации специфически
детских видов деятельности.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Кадровое обеспечение воспитательного процесса описано в Основной общеобразовательной программе – образовательной программе
МБДОУ на 2023-2024 г.г. на с. 16.

Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Обеспечение методическими материалами и средствами воспитания подробно описано в Основной общеобразовательной программе
– образовательной программе МБДОУ на 2023-2024 г.г. и в паспортах групп и кабинетов МБДОУ.
Информационное обеспечение реализации Программы воспитания
Информационное обеспечение реализации Программы воспитания осуществляется через сайт ДОУ, стенды в помещениях групп, и
социальные мессенджеры, что обеспечивает эффективность взаимодействия с родителями воспитанников: оперативность ознакомления их с
ожидаемыми результатами, представление в открытом доступе, ситуативная коррекция в течение года, организация внесения предложений,
касающихся конкретных активностей, в рамках которых можно получить требуемый опыт и которые востребованы обучающимися.
Информационное обеспечение реализации Программы воспитания отражает процесс проектирования воспитывающей среды:
- предметно-развивающей;
- событийной;
- рукотворной.

36

Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания
МБДОУ имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в т. ч. детей с ограниченными возможностями
здоровья), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:
– учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);
– помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую
деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными
и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,
– мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные
инструменты.
Обеспечение методическими материалами и средствами воспитания подробно описано в Основной общеобразовательной программе
– образовательной программе МБДОУ на 2023-2024 г.г. и в паспортах групп и кабинетов МБДОУ.
Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов
в работе с особыми категориями детей
В дошкольном возрасте воспитание, образование и развитие – это единый процесс.
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его
индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.)
и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием
для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада ДОО инклюзивное образование – это идеальная норма
для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность,
сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.
На уровне воспитывающих сред:
− предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для детей с ОВЗ;
− событийная среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества;
37

− рукотворная среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к
реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и
детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развивается на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной
деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах
детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы
в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников
и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого
в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная
организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными принципами реализации Программы воспитания в ДОО, реализующих инклюзивное образование, являются:
− принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста),
обогащение (амплификация) детского развития;
− принцип построения воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным субъектом воспитания;
− принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений;
− принцип формирования и поддержки инициативы детей в различных видах детской деятельности;
− принцип активного привлечения ближайшего социального окружения
к воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОО являются:
− формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
− формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
38

− обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка
с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
− налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей
с окружающими, в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
− взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
− охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия;
− объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Во взаимодействии с АНО Ассоциацией «Особые люди» в МБДОУ в 2018 г. создан проект «Инклюзия – мир открытий и
возможностей», направленный на включение детей с особыми возможностями здоровья в образовательный процесс ДОУ и школы. В
проекте приняли участие МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 13 и МАОУ СОШ № 48.
Цель: создание условий для успешного развития всех детей с ООП ДОУ в процессе инклюзии с использованием стратегий визуальной
поддержки и технологии Ресурсная комната.
Задачи:
1.Повысить компетентность педагогов и родителей детей с ООП в вопросах инклюзии и использовании стратегий визуальной поддержки.
2.Развивать потенциальные возможности детей с ООП, зоны их ближайшего развития.
3.Осуществлять образовательный процесс, в котором дети с ООП максимально разделяют опыт со сверстниками, получая индивидуальную
поддержку, соответствующую потребностям и достигаемым результатам.
В рамках проекта организовано обучение администрации, педагогов, тьюторов и родителей детей с ОВЗ по программе «Включи
меня!» по созданию инклюзивной площадки, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа». Проведены семинары с родителями и
педагогами по вопросам развития инклюзивной культуры, социализации детей с особыми образовательными потребностями. В ДОУ создана
Ресурсная комната поддержки для воспитанников с ОВЗ. С воспитанниками детского сада организовано проведение «Уроков доброты» на
постоянной основе.
В 2022-2023 г.г. в ДОУ обучалось 4 ребенка с РАС - с поведенческими особенностями, с которыми работали индивидуальные
тьюторы, 3 из них выпускаются в школу и к нам придут другие ребята с РАС. Каждый ребенок включается в среду сверстников по
индивидуальному графику в соответствии со своими возможностями. Воспитанники успешно включаются в среду своей группы, посещают
групповые занятия, индивидуальные занятия проводятся в группе, Ресурсной комнате и кабинете педагога-психолога.
Все дети с ОВЗ по программе преемственности имеют возможность продолжать обучение в МАОУ СОШ № 48, где также создана
инклюзивная площадка на основе методов структурированного обучения с технологией Ресурсной комнаты поддержки.
Опыт работы по созданию инклюзивной площадки представляется общественности города, региона, страны и мира.
39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».