Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 13 ИНН 6658080750 КПП 665801001 e-mail: mdou13@eduekb.ru ____________________________________________________________________________ ул. Крауля, 85 а, г. Екатеринбург, 620131, тел (343) 246-45-53, 246-45-34 ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета МБДОУ - детского сада комбинированного вида № 13 Протокол № 5 от 30.05.2023 ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА «БЕЗОПАСНОСТЬ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ» на 2023-2024 образовательный период Екатеринбург, 2023 Пояснительная записка Создание программы «Безопасность - залог здоровья» направлено на формирование у участников воспитательно-образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время игровой, учебной и свободной деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения. Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Задачи: отношения воспитание ответственного к собственной безопасной жизнедеятельности; - формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в ДОУ; - разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма. - воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений. Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения воспитанников в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда. Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности: инструктирование по технике безопасности воспитанников, инструктирование по охране труда сотрудников, организация и проведение занятий, бесед, проведение обучающих семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД, участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий, просмотр видеофильмов по данной тематике, проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту, создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей, организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения. - Ожидаемые конечные результаты внедрения программы Реализация программы позволит повысить безопасность образовательного учреждения, сохранить жизнь и здоровье всех участников образовательного процесса. Обеспечит организацию и осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда. Конкретные мероприятия по программе «Безопасность - залог здоровья» определяются Федеральным Законом об основах охраны труда в РФ и планом работы школы по профилактике детского травматизма. 1 Направления работы, характер травмы, причины травматизма, профилактические мероприятия Характер травмы Причины травматизма Профилактические Ответственные мероприятия Виды детского травматизма Бытовой - Ожоги Неправильный уход и недостаточный надзор за - родительское собрание на Воспитатели, родители - Переломы ребенком; тему «Профилактика или законные их - Повреждения связочного отсутствие порядка в содержании домового бытового детского представители, аппарата локтевого сустава хозяйства (незакрытые выходы на крыши, травматизма»; опекуны; - ушибы незащищенные перила лестничных проемов, - беседы с участковым педагог-психолог; - падения открытые люки подвалов, колодцев; инспектором УВД района; заместитель - повреждения острыми недостаток специальной мебели и ограждений в - посещение квартир для заведующего по ВМР предметами квартирах, игровых площадках; выявление социально- термическое воздействие употребление табака и алкоголя родителями; опасных, социально - укусы животных применение пиротехнических средств; незащищенных семей дефекты воспитания дома и отсутствие навыков оценка безопасности правильного поведения; домашней среды бесконтрольное использование столовых, бытовых приборов. Уличный - переломы, ушибы Нарушение правил дорожного движения Воспитатели (связанный с головного мозга, тяжелые (переход улицы в неположенном месте) Проведение занятий по транспортом) ожоги правилам ДД; Организация и проведение конкурса рисунков «Мы рисуем улицу»; заместитель Оформление стендов, уголков по профилактике заведующего по ВМР инспектор ГИБДД ДТТ; Беседы с инспектором ГИБДД Родители Уличный - падения, переломы, ушибы, Нарушение воспитанниками правил уличного Надзор за детьми и их (нетранспоррастяжения, ранения мягких движения; досугом; тный) тканей Узкие улицы с интенсивным движением; Борьба с бытовым 2 конечностей Дошкольный Спортивный Недостаточная освещенность и сигнализация; Неисправное состояние уличных покрытий, гололед; пьянством; Ограждение строящихся и Органы местного самоуправления ремонтируемых зданий; (муниципалитет) Освещение улиц и площадей; Применение песка во время гололеда - падения, ушибы, переломы, Нарушение воспитанниками правил поведения Создание безопасных Участники ожоги, растяжения (в групповых комнатах, залах, кабинетах), на условий обучения в ДОУ образовательного занятиях, при проведении культурно-массовых процесса мероприятий. - ушибы, вывихи, Нарушения в организации физкультурноЗаведующий ДОУ повреждения мягких тканей оздоровительных занятий, соревнований; заместитель с преобладанием ссадин и Неудовлетворительное состояния спортивного заведующего по ВМР Контроль за организацией потертостей, переломы инвентаря и оборудования; Инструктор по физкультурнокостей, травмы головы Незнание педагогом группы здоровья физической культуре оздоровительных занятий; туловища и конечностей воспитанников; Специалист по охране Технический и санитарноСлабая физическая подготовленность труда гигиенический надзор за воспитанников (в результате длительного состоянием спортивного отсутствия на занятиях); зала, спортивного Нарушение дисциплины во время инвентаря; Защита от воспитательно-образовательного процесса; Не неблагоприятных выполнение требований безопасности на метерологических условий занятиях физической культуры. при проведении занятий и соревнований на воздухе; Проведение вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте; Медицинские осмотры воспитаников 3 Для профилактики травматизма воспитанников в ДОУ созданы безопасные условия обучения. СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Говоря о безопасных условиях обучения и воспитания детей, обратимся к таким понятиям как «охрана труда» и «техника безопасности», «безопасные условия труда». ОХРАНА ТРУДА - это система сохранения жизни и здоровья воспитанников во время учебно-воспитательного процесса, включающая в себя правовые, социальноэкономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебнопрофилактические, реабилитационные мероприятия. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ - это система организационных мер, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на воспитанников опасных производственных факторов. БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ - условия обучения, при которых воздействие на воспитанников вредных или опасных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР - производственный фактор, воздействие которого на воспитуемого может привести к его заболеванию или снижению его трудоспособности. ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР - фактор, воздействие которого на воспитанника может привести к травме. К опасным производственным факторам на территории ДОУ относится: * плохое закрепление водосточных труб; сломанные ступеньки; разбитые стекла; открытые люки канализационных колодцев; мусор. В учебных кабинетах к опасным производственным факторам относится: * сломанные пороги; плохое закрепление стендов; поврежденное покрытие столов; незакрепленные шкафы; цветы и др. предметы на шкафах; слабое крепление каркасов столов, стульев; отсутствие проходов; сломанные ручки у шкафов выступающие винты, шурупы, кнопки. Существуют определенные гигиенические требования к условиям воспитания и обучения в образовательном учреждении, которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм воспитанников вредных факторов и условий, сопровождающих их деятельность: - требования к санитарному состоянию территории учреждения, его здания и сооружений, помещений; - требования к оборудованию помещений ДОУ; - состояние водоснабжения и канализации образовательного учреждения; - обеспеченность нормального светового, воздушного и теплового режима в помещениях; - уровень организации питания; - состояние физического воспитания и организация физической культуры; - состояние медицинского обслуживания; - организация режима воспитательно-образовательного процесса. I. Профилактические мероприятия ДОУ 1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада: оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости - чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов 4 проверки. Кроме того, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены; игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам. 2. В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли; 3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком. 4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек). 5. Инструктор по ФК организуют физкультурные досуги по ПДД, воспитатели совместно с музыкальным руководителем организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования. 6. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН. II. Мероприятия с персоналом ДОУ по профилактике детского травматизма: Заведующим ДОУ проводятся инструктажи по охране труда и здоровья детей; Администрацией ДОУ проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения экскурсий и прогулок за пределами детского сада; Инструктаж «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» Составление плана работы ДОУ по предупреждению детского травматизма. Создание среды в группах «уголок Пешехода» Проведение консультаций «Что могут сами дети», «Предупреждение детских страхов в опасной ситуации», «Окажи первую помощь», «Психофизические особенности дошкольников и их поведение на дороге», «Методика организации работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах», «Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма и дорожно-транспортного травматизма дошкольников». Круглый стол «Безопасность ребенка на дороге» Составление картотеки художественной литературы, игр по ПДД и основам безопасности жизнедеятельности. Анкетирование III. Профилактические мероприятия с дошкольниками Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Для реализации основной задачи в работе ДОУ — охране жизни и здоровья детей в нашем дошкольном учреждении систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в ДОУ имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения: методическое пособие Т. Г. Хромцова «Воспитание 5 безопасного поведения в быту», учебное пособие В. В. Колбанова «Уроки Айболита. Расти здоровым», Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», под редакцией Н. М. Климановой «100 игр по правилам пожарной безопасности» и другие учебно-методические пособия по обучению детей. По результатам анализа данного методического комплекта, с учетом опыта работы с дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня были разработаны тематические планы. Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм. Это: Занятия: ознакомление с окружающим миром, развития речи, творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, аппликация). Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности. Беседы («Осторожно "Дорога"», «Внимание - Переходим улицу», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда»). Целевые прогулки Экскурсии Встречи с интересными людьми (в т.ч., мед.работниками), включая их рабочее место. Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные) Праздники и досуги, развлечения, включая форму КВН Конкурсы, городские акции. Просмотр диафильмов, фильмов; прослушивание аудиозаписей IV. Работа с родителями по профилактике детского травматизма Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями. Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями: на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице; ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»; через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров; показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности; дискуссионные встречи за «круглым столом»; встреч с врачом-ортопедом и инспекторами ГИБДД; выпуск памяток для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице», «Причины дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановке маршрутного 6 транспорта», «Правила перевозки детей в автомобиле». Если во время воспитательно-образовательного процесса происходит травма, то производится расследование несчастного случая в соответствии с Законодательством РФ. Действия руководителя и педагогических работников по расследованию причин несчастного случая с воспитанником 1. Немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в учреждение здравоохранения. 2. Сообщить руководителю ДОУ о случившемся. 3. Сообщить родителям пострадавшего лица. 4. Руководитель ДОУ обязан незамедлительно принять меры по предотвращению причин, вызвавших несчастный случай, сообщает о несчастном случае в ЦОУ. 5. Приказом по ДОУ назначить комиссию по расследованию несчастного случая. 6. Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности. 7. Составить акт о несчастном случае по форме Н-2 в четырех экземплярах, в котором дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай, указать, какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего; описать действия пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю, как протекал воспитательно-образовательный процесс, кто руководил этим процессом, что произошло с пострадавшим. Указать характер травмы, степень ее тяжести, предварительный диагноз и меры, принятые по оказанию первой помощи пострадавшему. Разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая и направить на утверждение начальнику ЦОУО ДО. К акту прилагаются объяснительные очевидцев, пострадавшего, медицинское заключение и другие документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая. Основными направлениями профилактики травматизма в ОУ являются: - соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; - выполнение гигиенических требований к условиям воспитания и обучения в ДОУ; - организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников ДОУ; - проведение инструктажей на рабочем месте, целевые и внеплановые инструктажи с персоналом. 7