Программа-по-профилактике-травматизма 2023-2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 13
ИНН 6658080750 КПП 665801001
e-mail: mdou13@eduekb.ru
____________________________________________________________________________
ул. Крауля, 85 а, г. Екатеринбург, 620131, тел (343) 246-45-53, 246-45-34
ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
МБДОУ - детского сада
комбинированного вида № 13
Протокол № 5 от 30.05.2023

ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА
«БЕЗОПАСНОСТЬ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»
на 2023-2024 образовательный период

Екатеринбург, 2023

Пояснительная записка
Создание программы «Безопасность - залог здоровья» направлено на формирование
у участников воспитательно-образовательного процесса устойчивых навыков безопасного
поведения во время игровой, учебной и свободной деятельности, в соответствии с
требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения
безопасности образовательного учреждения.
Основной целью программы является создание комплексной системы работы по
профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры
безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
отношения

воспитание
ответственного
к
собственной
безопасной
жизнедеятельности;
- формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в
ДОУ;
- разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью
по профилактике детского травматизма.
- воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и
соответствующих норм этики взаимоотношений.
Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности,
особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения
воспитанников в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической
безопасности и требований норм охраны труда.
Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм
деятельности:
инструктирование по технике безопасности воспитанников, инструктирование по охране
труда сотрудников, организация и проведение занятий, бесед, проведение обучающих
семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД, участие в творческих конкурсах по
профилактике детского травматизма с применением современных технологий, просмотр
видеофильмов по данной тематике, проведение совместных мероприятий по действиям в
чрезвычайных ситуациях, организация и проведение родительских собраний по
профилактике травматизма в быту, создание информационного поля по ответственности
родителей за безопасность своих детей, организация и проведение совместных мероприятий
с учреждениями здравоохранения.
-

Ожидаемые конечные результаты внедрения программы
Реализация программы позволит повысить безопасность образовательного
учреждения, сохранить жизнь и здоровье всех участников образовательного процесса.
Обеспечит организацию и осуществление контроля за соблюдением требований охраны
труда.
Конкретные мероприятия по программе «Безопасность - залог здоровья»
определяются Федеральным Законом об основах охраны труда в РФ и планом работы школы
по профилактике детского травматизма.

1

Направления работы, характер травмы, причины травматизма, профилактические мероприятия
Характер травмы
Причины травматизма
Профилактические
Ответственные
мероприятия
Виды детского
травматизма
Бытовой
- Ожоги
Неправильный уход и недостаточный надзор за - родительское собрание на Воспитатели, родители
- Переломы
ребенком;
тему «Профилактика
или законные их
- Повреждения связочного отсутствие порядка в содержании домового
бытового детского
представители,
аппарата локтевого сустава хозяйства (незакрытые выходы на крыши,
травматизма»;
опекуны;
- ушибы
незащищенные перила лестничных проемов,
- беседы с участковым
педагог-психолог;
- падения
открытые люки подвалов, колодцев;
инспектором УВД района; заместитель
- повреждения острыми
недостаток специальной мебели и ограждений в - посещение квартир для заведующего по ВМР
предметами
квартирах, игровых площадках;
выявление социально- термическое воздействие употребление табака и алкоголя родителями;
опасных, социально - укусы животных
применение пиротехнических средств;
незащищенных семей дефекты воспитания дома и отсутствие навыков оценка безопасности
правильного поведения;
домашней среды
бесконтрольное использование столовых,
бытовых приборов.
Уличный
- переломы, ушибы
Нарушение правил дорожного движения
Воспитатели
(связанный с
головного мозга, тяжелые
(переход улицы в неположенном месте)
Проведение занятий по
транспортом) ожоги
правилам ДД; Организация
и проведение конкурса
рисунков «Мы рисуем
улицу»;
заместитель
Оформление стендов,
уголков по профилактике заведующего по ВМР
инспектор ГИБДД
ДТТ;
Беседы с инспектором
ГИБДД
Родители
Уличный
- падения, переломы, ушибы, Нарушение воспитанниками правил уличного Надзор за детьми и их
(нетранспоррастяжения, ранения мягких движения;
досугом;
тный)
тканей
Узкие улицы с интенсивным движением;
Борьба с бытовым
2

конечностей

Дошкольный

Спортивный

Недостаточная освещенность и сигнализация;
Неисправное состояние уличных покрытий,
гололед;

пьянством;
Ограждение строящихся и Органы местного
самоуправления
ремонтируемых зданий;
(муниципалитет)
Освещение улиц и
площадей;
Применение песка во время
гололеда
- падения, ушибы, переломы, Нарушение воспитанниками правил поведения Создание безопасных
Участники
ожоги, растяжения
(в групповых комнатах, залах, кабинетах), на
условий обучения в ДОУ образовательного
занятиях, при проведении культурно-массовых
процесса
мероприятий.
- ушибы, вывихи,
Нарушения в организации физкультурноЗаведующий ДОУ
повреждения мягких тканей оздоровительных занятий, соревнований;
заместитель
с преобладанием ссадин и
Неудовлетворительное состояния спортивного
заведующего по ВМР
Контроль за организацией
потертостей, переломы
инвентаря и оборудования;
Инструктор по
физкультурнокостей, травмы головы
Незнание педагогом группы здоровья
физической культуре
оздоровительных занятий;
туловища и конечностей
воспитанников;
Специалист по охране
Технический и санитарноСлабая физическая подготовленность
труда
гигиенический надзор за
воспитанников (в результате длительного
состоянием спортивного
отсутствия на занятиях);
зала, спортивного
Нарушение дисциплины во время
инвентаря; Защита от
воспитательно-образовательного процесса; Не
неблагоприятных
выполнение требований безопасности на
метерологических условий
занятиях физической культуры.
при проведении занятий и
соревнований на воздухе;
Проведение вводного
инструктажа, инструктажа
на рабочем месте;
Медицинские осмотры
воспитаников

3

Для профилактики травматизма воспитанников в ДОУ созданы безопасные условия
обучения.
СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Говоря о безопасных условиях обучения и воспитания детей, обратимся к таким понятиям
как «охрана труда» и «техника безопасности», «безопасные условия труда».
ОХРАНА ТРУДА - это система сохранения жизни и здоровья воспитанников во время
учебно-воспитательного процесса, включающая в себя правовые, социальноэкономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебнопрофилактические, реабилитационные мероприятия.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ - это система организационных мер, технических
средств и методов, предотвращающих воздействие на воспитанников опасных
производственных факторов.
БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ - условия обучения, при которых
воздействие на воспитанников вредных или опасных факторов исключено либо уровни
их воздействия не превышают установленных нормативов.
ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР - производственный фактор,
воздействие которого на воспитуемого может привести к его заболеванию или снижению
его трудоспособности.
ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР - фактор, воздействие которого на
воспитанника может привести к травме.
К опасным производственным факторам на территории ДОУ относится:
* плохое закрепление водосточных труб; сломанные ступеньки; разбитые стекла; открытые
люки канализационных колодцев; мусор.
В учебных кабинетах к опасным производственным факторам относится:
* сломанные пороги; плохое закрепление стендов; поврежденное покрытие столов;
незакрепленные шкафы; цветы и др. предметы на шкафах; слабое крепление каркасов
столов, стульев; отсутствие проходов; сломанные ручки у шкафов выступающие винты,
шурупы, кнопки.
Существуют определенные гигиенические требования к условиям воспитания и
обучения в образовательном учреждении, которые направлены на предотвращение
неблагоприятного воздействия на организм воспитанников вредных факторов и условий,
сопровождающих их деятельность:
- требования к санитарному состоянию территории учреждения, его здания и
сооружений, помещений;
- требования к оборудованию помещений ДОУ;
- состояние водоснабжения и канализации образовательного учреждения;
- обеспеченность нормального светового, воздушного и теплового режима в помещениях;
- уровень организации питания;
- состояние физического воспитания и организация физической культуры;
- состояние медицинского обслуживания;
- организация режима воспитательно-образовательного процесса.
I. Профилактические мероприятия ДОУ
1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского
сада:
оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.)
дважды в год в обязательном порядке (при необходимости - чаще) осматриваются на
предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов
4

проверки. Кроме того, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут
проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны
быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в
группах и оборудование на участках должны быть закреплены; игровые горки, лесенки
должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и
санитарным нормам.
2. В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом
прогулки вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников;
вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;
3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке от снега и сосулек крыш всех
построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и
льда, посыпанию песком.
4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка
во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на
лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок,
вертушек).
5. Инструктор по ФК организуют физкультурные досуги по ПДД, воспитатели совместно с
музыкальным руководителем организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия
проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого
оборудования.
6. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям
безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном
состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном
года, возрастом детей и требованиями СанПиН.
II. Мероприятия с персоналом ДОУ по профилактике детского травматизма:
Заведующим ДОУ проводятся инструктажи по охране труда и здоровья детей;
Администрацией ДОУ проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей
во время проведения экскурсий и прогулок за пределами детского сада;
Инструктаж
«Предупреждение
детского
дорожно-транспортного
травматизма»
Составление плана работы ДОУ по предупреждению детского травматизма.
Создание среды в группах «уголок Пешехода»
Проведение консультаций «Что могут сами дети», «Предупреждение детских страхов в
опасной ситуации», «Окажи первую помощь», «Психофизические особенности
дошкольников и их поведение на дороге», «Методика организации работы с детьми по
воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах»,
«Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма и дорожно-транспортного
травматизма дошкольников».
Круглый стол «Безопасность ребенка на дороге»
Составление картотеки художественной литературы, игр по ПДД и основам безопасности
жизнедеятельности.
Анкетирование
III. Профилактические мероприятия с дошкольниками
Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является
формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через
игровую деятельность.
Для реализации основной задачи в работе ДОУ — охране жизни и здоровья детей в нашем
дошкольном учреждении систематизирована работа по таким направлениям, как
предвидеть, научить, уберечь: в ДОУ имеется методический комплект по обучению детей
правилам безопасного поведения: методическое пособие Т. Г. Хромцова «Воспитание
5

безопасного поведения в быту», учебное пособие В. В. Колбанова «Уроки Айболита. Расти
здоровым», Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», под редакцией Н. М.
Климановой «100 игр по правилам пожарной безопасности» и другие учебно-методические
пособия по обучению детей.
По результатам анализа данного методического комплекта, с учетом опыта работы с
дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня были разработаны
тематические планы.
Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм. Это:
Занятия: ознакомление с окружающим миром, развития речи, творческая деятельность
(рисование, лепка, конструирование, ручной труд, аппликация). Занятия проводятся в форме
живой беседы с использованием наглядности.
Беседы («Осторожно "Дорога"», «Внимание - Переходим улицу», «Игры во дворе»,
«Откуда может прийти беда»).
Целевые прогулки
Экскурсии
Встречи с интересными людьми (в т.ч., мед.работниками), включая их рабочее место.
Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)
Праздники и досуги, развлечения, включая форму КВН
Конкурсы, городские акции.
Просмотр диафильмов, фильмов; прослушивание аудиозаписей
IV. Работа с родителями по профилактике детского травматизма
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной
работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию
сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно
решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые
ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны
подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности
детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг
правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на
улице в ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в
дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному
поведению на улице;
ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков
безопасности»;
через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к
возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве
пешеходов и пассажиров;
показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности;
дискуссионные встречи за «круглым столом»;
встреч с врачом-ортопедом и инспекторами ГИБДД;
выпуск памяток для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице», «Причины
дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановке маршрутного
6

транспорта», «Правила перевозки детей в автомобиле».
Если во время воспитательно-образовательного процесса происходит травма, то
производится расследование несчастного случая в соответствии с Законодательством РФ.
Действия руководителя и педагогических работников по расследованию причин
несчастного случая с воспитанником
1. Немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, при
необходимости доставить его в учреждение здравоохранения.
2. Сообщить руководителю ДОУ о случившемся.
3. Сообщить родителям пострадавшего лица.
4. Руководитель ДОУ обязан незамедлительно принять меры по предотвращению
причин, вызвавших несчастный случай, сообщает о несчастном случае в ЦОУ.
5. Приказом по ДОУ назначить комиссию по расследованию несчастного случая.
6. Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и
причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших
нарушения правил безопасности жизнедеятельности.
7. Составить акт о несчастном случае по форме Н-2 в четырех экземплярах, в котором
дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай, указать,
какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего; описать
действия пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить
последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю, как
протекал воспитательно-образовательный процесс, кто руководил этим процессом,
что произошло с пострадавшим. Указать характер травмы, степень ее тяжести,
предварительный диагноз и меры, принятые по оказанию первой помощи
пострадавшему. Разработать мероприятия по устранению причин несчастного
случая и направить на утверждение начальнику ЦОУО ДО. К акту прилагаются
объяснительные очевидцев, пострадавшего, медицинское заключение и другие
документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая.
Основными направлениями профилактики травматизма в ОУ являются:
- соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
- выполнение гигиенических требований к условиям воспитания и обучения в ДОУ;
- организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников ДОУ;
- проведение инструктажей на рабочем месте, целевые и внеплановые инструктажи с
персоналом.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».